В сентябре 2014 года несколько региональных сообществ сайта «ВКонтакте» (БНК, «Комиинформ», «Жесть Коми», «Типичная Коми») объявили о начале размещения на своих страницах рекламы. Позже общее количество различных тематических сообществ в социальной сети, входящее в своеобразный рекламный «холдинг», выросло до нескольких десятков.
В июне 2015 года в интервью одному из информационных агентств директор по маркетингу государственной газеты «Республика» и, как отмечается в материале, модератор этих групп «ВКонтакте» Андрей Таштимиров заявил: «Именно мы диктуем повестку дня, публикуем самое интересное и важное для читателя».
Корреспондент «7х7» несколько недель наблюдал за этими группами и выяснил, что там публикуется не только и не столько рекламная информация. Созданная «коммерческая» сеть сообществ «ВКонтакте» активно используется республиканскими властями для тиражирования позитивных тем, связанных с руководством региона, раскрутки в преддверии сентябрьских выборов «удобных» кандидатов и очернения политических оппонентов.
От «Республики» до «Куриц Сыктывкара»
Чтобы понять, о каких именно «нескольких десятках групп» для размещения рекламы идет речь, достаточно зайти в соответствующий раздел самого крупного из региональных сообществ — информационного агентства «БНК». В профиле smm-менеджера можно увидеть внушительный список групп, начиная от продажи строительного мха в Сыктывкаре, групп доставок пиццы и суши, парикмахерских салонов и натяжных потолков, до официальных групп газеты «Республика», фестиваля «Ыбица» или, к примеру, телеканала «Юрган». Всего в списке более 150 сообществ, но при этом некоторые из них территориально не относятся к Республике Коми, часть не обновляется, а часть числится в списке, по всей видимости, для массовости. К примеру, администраторы группы «Красное Знамя. Республика Коми» оказались не в курсе, что входят в число групп «холдинга», размещающих рекламу.
Как работает сеть
Наибольший же интерес в этом списке вызывают тематические группы районов и городов республики, например, Удора online или Выльгорт.рф, а также аккаунты муниципальных районных газет, к примеру, группа воркутинской городской газеты «Заполярье» или газеты «Печорское время». Именно через такие группы в основном происходит «раскрутка» нужных тем.
Районные сообщества можно разделить на две категории: официальные, которые администрируют пресс-службы местных администраций («Администрация МР «Ижемский» или «Пресс-служба администрации МР «Усть-Вымский»), и неофициальные, к примеру, сообщество, объединяющее жителей Прилузского района Коми, «Я люблю прилузье». Также в каждом из муниципалитетов перед проведением праймериз партии «Единая Россия» были созданы группы с названием «Выбирай лучших»,после чего их наполнение продолжилось. Они также используются для распространения «нужной» информации. Всего в «сети» именно для этих целей активно задействовано более 80 групп.
По информации «7х7», непосредственно за контент, то есть какие именно статьи или другие материалы должны быть «разогнаны» в группах и в каком ключе поданы, отвечает управление информации администрации главы и правительства Коми. Далее нужные ссылки через посредников в лице нескольких работников Госсовета Коми рассылаются напрямую в пресс-службы администраций районов республики с конкретными указаниями, в какие именно группы должна быть размещена та или иная информация. Ссылки на нужные статьи с пояснением получают и модераторы других сообществ.
Чтобы подтвердить эту информацию, корреспондент «7х7» зарегистрировал электронную почту, похожую на почту пресс-службы администрации одного из районов Коми. С нее отправил письмо на ящик, с которого, предположительно, и рассылались указания о размещении новостей в официальных и неофициальных группах одного из районов Коми.
Спустя некоторое время был получен ответ за подписью советника секретариата депутатских объединений аппарата Госсовета Коми Алексея Карпова о том, что для «разгона» на момент переписки есть только одна ссылка на видео обращения кандидата в депутаты Госсовета Романа Койдана.
В итоге запись с обращением кандидата в депутаты, упоминаемая в письме, была распространена в более чем 50 группах муниципальных газет, группах районных администраций и неофициальных местных сообществах.
|