Я завидую Саакашвили. Завидую уже второй раз. Белой-пребелой завистью. И держу за него кулаки: ведь если в Грузии он мог менять законодательство всей страны, то на Украине, как бы ни хотел, не сможет повлиять на НДС или налог с продаж или заменить в столице ворующих милиционеров на неворующих полицейских. Тем не менее коль скоро он является советником президента Петра Порошенко и главой Консультативного международного совета реформ, то полномочий у него, насколько я понимаю, много.
Почему, несмотря на войну, я могу уверенно сказать, что ситуация на Украине сегодня лучше, чем в Грузии в 2003 году? Во-первых, в стране все еще есть промышленность, транспорт, работающий бизнес и банковская система. Несмотря на то что Украина по индексу восприятия коррупции стоит (ха-ха), то есть лежит очень низко, при общении с бизнесменами становится понятно, что глубина этой коррупции далеко не такая чудовищная, как в России или как в Грузии в 2003 году. И уровень криминала тоже заметно ниже. Речь не о политических преступлениях, таких, например, как убийство Олеся Бузины, – речь идет именно о криминальных разборках и убийствах, и их киевляне, стоить отметить, давно не помнят.
Я разговаривал с украинскими предпринимателями, которые, например, торгуют шаурмой в оживленных местах. В Москве даже смешно рассказать, сколько украинцы платят ментам, – я подозреваю, что у нас эта цифра больше раз в сто. Коррупция на Украине, конечно, тоже замешена на огромных деньгах, но не факт, что за них согласятся проливать кровь.
Существует огромное количество глупых пошлин, дополнительных сборов и идиотских документов, которые сделаны для того, чтобы создать «вторую таможню» и другие параллельные государству запретительные механизмы. Доминирующее количество предпринимателей вообще не платят белые зарплаты, а у тех, кто их платит, обложены налогом до 59% доходов, учитывая военный налог, камень на ногах бизнесменов... |