Глава российского МИДа Сергей Лавров вчера объяснил, какими критериями руководствовались власти РФ при составлении черного списка 89 невъездных европейцев. Как и в случае с персональными санкциями со стороны Евросоюза, главным здесь стала ситуация вокруг Украины. Москва, по словам Сергея Лаврова, запретила въезд официальным лицам ЕС, "которые активнейшим образом поддерживали госпереворот". В Евросоюзе этим объяснением не удовлетворились: власти ряда стран ЕС вызвали на ковер российских послов, в МИД ЕС российский черный список назвали "произвольным и необоснованным". "Ъ" разобрался, почему 89 европейцам могли запретить въезд в РФ. Выяснилось, что далеко не все из них имеют отношение к Украине.
Война черных списков
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вчера отреагировал на претензии представителей стран ЕС по поводу списка 89 невъездных европейцев, обнародованного западными СМИ в минувшие выходные (см. "Ъ" от 1 июня). "Нас обвиняют в том, что мы составили список лиц, которым закрыт въезд в РФ, произвольно, без каких-либо на то оснований, тогда как со стороны ЕС были соблюдены все "приличия", потому что каждый россиянин, включенный в запретный список ЕС, это "заслужил",— заметил глава МИД РФ.— Даже неловко объяснять абсурдность и нелепость подобной логики: это попытка подменить международное право собственными политическими пристрастиями".
По его словам, Москва "ответила взаимностью на односторонний, недружественный и ничем не спровоцированный шаг", то есть на введение Евросоюзом санкций в отношении 150 граждан РФ. При этом Сергей Лавров рассказал об основном критерии, которым в Москве руководствовались при составлении списка невъездных европейцев: как и в случае с санкциями со стороны ЕС, главным здесь стала ситуация вокруг Украины.
"Ответные санкции касались деятелей, которые активнейшим образом поддерживали госпереворот на Украине, в результате которого русские на Украине стали подвергаться гонениям и дискриминации",— пояснил российский министр.
В Евросоюзе этой мотивировкой не удовлетворились: власти Чехии и Эстонии вызвали российских послов "для объяснения". Раскритиковали российский черный список и в МИД ЕС. "У нас нет информации о правовой основе, критериях и процедуре этого решения. Мы считаем эту меру совершенно произвольной и необоснованной, особенно в связи с отсутствием каких-либо дополнительных разъяснений и прозрачности",— посетовала представитель ведомства Майя Коциянчич.
Заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН Надежда Арбатова пояснила "Ъ", что "каким бы ни было содержание российского санкционного списка, в Евросоюзе оно было бы воспринято отрицательно". По ее словам, главный посыл ответных мер Москвы — показать Брюсселю, что Россия не готова оставаться в положении "наказанного ученика".
|