В России идет новый этап эмиграции: за границу уезжают в поисках убежища те, кто протестовал против масштабной стройки для Олимпиады в Сочи, поддерживал оппозиционные акции и не одобрял политику России на Украине. «Газета.Ru» поговорила с бежавшими из страны россиянами и узнала, как они устраивают свою новую жизнь.
География российской эмиграции
По данным правозащитной организации Amnesty International, очередной всплеск политической эмиграции из России начался в прошлом году.
«С конца прошлого года и в январе этого года я начал выяснять, что люди, которых я хорошо знаю, внезапно оказались в другой стране, — рассказал «Газете.Ru» директор российского представительства Amnesty International Сергей Никитин. —
Это тревожная тенденция. И у меня складывается ощущение, что к этому их подталкивают российские власти. Особых препятствий для отъезда не чинится. Такое ощущение, будто, наоборот, говорят: пожалуйста, уезжайте».
Никитин перечисляет: кто-то уезжает из соображений безопасности, кого-то подталкивают к такому решению изменения в законодательстве, которые начались с 2012 года. «Мы отмечаем особую интенсификацию в том, как стряпают законы — быстро и непрофессионально, — продолжает он. — Например, одни мои знакомые переехали в Прибалтику, понимая, что здесь они не могут рассчитывать на справедливый суд. Зачастую люди уезжают потому, что жизнь в этой обстановке противоречит их внутреннему миру. Кроме того, есть те, кто опасается за психическое, психологическое здоровье. Не секрет, что в некоторых школах образование подменяется пропагандой. Я не говорю уже о том, что ребенок может увидеть с экрана телевизора».
Эмигрировавшая из России в Финляндию два года назад Дженни Купер опасалась преследования за участие в митинге 6 мая 2012 года. Она стала одной из создательниц правозащитной организации для политических беженцев Human Corpus. С августа по ноябрь прошлого года они помогли получить статус беженца 22 эмигрантам. Сейчас у них существенно прибавилось работы.
«Появились новые статьи УК, ужесточилось административное наказание, в том числе за нарушения при проведении массовых акций. Плюс, естественно, иностранные агенты, публикации «антироссийских» материалов, в которых говорится о поддержке Украины, «сепаратистская» статья (вступившая в силу в мае 2014 года ст. 280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России, через интернет». — «Газета.Ru»)», — перечисляет Купер.
По ее словам, сильно изменилась география российской эмиграции.
Если раньше бежали из больших городов — Санкт-Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, — то сейчас началось в регионах. В глубокой провинции людей преследуют за поддержку Украины, за разные публикации в интернете — такого раньше не было».
Правозащитница добавляет, что сейчас приходится говорить не о конкретных людях, у которых уже есть уголовные дела, а о группе риска. «Вплоть до тех, кто просто в определенный период выезжал на Украину и возвращался обратно. Большая категория людей, которые работали в НКО, признанных иностранными агентами. Много уезжает представителей ЛГБТ, которым угрожает статья о гей-пропаганде», — добавила Купер.
При этом актуальных официальных данных о количестве уезжающих за рубеж нет — «Газета.Ru» запросила соответствующие цифры у Федеральной миграционной службы (ФМС), однако ответ на момент публикации материала не поступил. |