Президент партнерства «Новый экономический рост», экономист Михаил Дмитриев выступил в Национальном исследовательском университете Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) с докладом о влиянии экономического кризиса на социальные установки россиян. Он полагает, что при оптимистичном сценарии Россия вернется в 2012 год, при пессимистичном — страну ждет судьба Ирана или Венесуэлы. «Лента.ру» записала основные тезисы его выступления.
Эволюция массового сознания
В последние 15 лет в России происходила очень быстрая трансформация общественного сознания от установки на выживание до продвинутых моделей потребления. В конце 1990-х — начале 2000-х главными приоритетами россиян были улучшение уровня жизни и создание в стране эффективного механизма государственного управления. Вопросы развития культуры, здравоохранения, образования уходили на второй план.
В течение нулевых годов Россия догнала по показателям текущего потребления многие развитые страны, а доля среднего класса составила около 30 процентов работающего населения. В 2005-2010 годы по доле насыщения дорогими товарами длительного пользования бедные домохозяйства стали быстро сближаться со средним классом — почти в каждом доме появились компьютеры, хорошие холодильники, а в большинстве семей — автомобиль.
Переоценка ценностей
Впервые в 2012 году в сознании населения России произошла переоценка ценностей. Внезапно почти у всех россиян, в том числе в глубинке, приоритеты сместились от текущего потребления на инвестиции в жилье и в человеческий капитал (здравоохранение и образование). Однако этот процесс был не очень устойчивым — уже в 2013 году в провинции народ снова был занят выживанием.
Этот же процесс сдвига ценностей внезапно распространился и на политические вопросы. Пик изменений пришелся на конец 2013 года, когда опросы «Левада-центра» показали, что приоритетом для россиян стало не укрепление государственной власти, а требование поставить ее под контроль общества. Ценность свободы и спрос на демократию даже для жителей периферии впервые стали важнее вертикали власти... |