О ялтинском мире написано так много, что писать остается только в неожиданных жанрах, например, стихами. К 70-летию в Ялте поставили памятник — Рузвельт, Черчилль, Сталин в исполнении Церетели. Почему бы и нет? Каждый городок сейчас стремится себя брендировать и украсить туристическими артефактами. Курортники вполне могли бы фотографироваться на память с тремя победителями.
Но война в Донбассе и небывалый конфликт с Западом бросают мрачный свет на этот безобидный жест туристической «урбанистики».
70-летие ялтинских соглашений проходит под грохот систем залпового огня. А они сопровождаются совершенно фантастическими идейными конструкциями, которые захватывают умы миллионов. Сформировалась такая схема: Россия потерпела поражение в войне с Западом в 1991 году, случилась «геополитическая катастрофа», и вот теперь, через 23 года, накопив резервы, Россия якобы хочет переиграть результат крушения двухблокового мира. А поскольку он покоился на ялтинском мире, то в пропаганде российской «партии войны» вновь возникает тема Ялты. Кремлю и его теоретикам хочется верить в то, что ялтинская система «трещит по швам». Пришел исторический час, когда она окончательно исчерпала себя. И потому Россия якобы должна настаивать на новом всеобъемлющем договоре. А Крым и Донбасс — это лишь демонстрация требования, сигнал, который Россия посылает Западу. Почти через четверть века после окончания борьбы западного и восточного блоков Россия вдруг ставит вопрос о том, что 45-летняя война «двух систем» завершилась без договора, подобного Вестфальскому, Утрехтскому или Ялтинскому — великих договоров, определивших на десятилетия международную архитектуру...
|