Многие спрашивают, зачем нужны юристы, если право в стране не работает. При этом когда возникает проблема, звонят и просят адвоката. Нужно сказать, что в эти годы уровень правовой грамотности активистской среды сильно возрос. Редкая публичная акция обходится без адвокатского сопровождения. Поскольку мы входим в новый очень жесткий по всем признакам год, надо рассказать, что реально можно ожидать от юриста, нужен ли он и зачем.
Наши юристы за последние 10 лет добились прекращения более 30 уголовных дел в отношении журналистов и активистов. Первое случилось ровно 10 лет назад в 2005 году в Самаре — уголовное дело о хулиганстве против руководителя местного «Голоса». Через год ее повторно пытались привлечь к уголовной ответственности за использование контрафактных программ в компании с несколькими самарскими журналистами. Тоже всё закончилось вчистую.
Затем были руководители общественных организаций в Йошкар-Оле, Тамбове, Чите, Краснодаре, Иркутске, журналистов в Казани, Абакане, Самаре, антифашистов в Тюмени, Ижевске, Казани и Владимире. Более всего известно прекращение дела арт-группы «Война» после акции «Дворцовый переворот» в Петербурге и оправдание антифашиста Алексея Гаскарова по делу о нападении на администрацию подмосковных Химок. Из недавнего — прекращение дела об акции на Красной площади Москвы Петра Павленского.
Только два дела закончились в суде и только одно — оправданием. Второе суд вернул прокурору со словами, чтобы оно больше в суде не появлялось. Отсюда несколько выводов. Некоторые вполне очевидны, но стоит повторить.
1. В суде никого не оправдывают. Оставь надежду, всяк в него входящий. В московских судах околополитических не оправдывают тем более, такова установка руководства Мосгорсуда. Если бы Химкинское дело рассматривалось не в Мособласти, а в городе, Гаскарова бы не оправдали. Уход дела в суд объективно дает возможность биться за квалификацию, вид наказания и срок, но не за признание невиновным. |