Правительство, ЦБ, госбанки и госкомпании наконец придумали, как может существовать внутренний российский долговой рынок в условиях финансовой изоляции. Схема проста, почти как финансирование промышленных предприятий Центробанком в 1992-1994 гг., при Викторе Геращенко.«»
выпустила облигации на 625 млрд руб. на 6 и 10 лет под 11,9%(последние купоны — 10,9%) при годовом индексе инфляции (на 8 декабря) в 9,4%. Двадцать лет назад предприятия, бывало, получали деньги по цене ниже инфляции — прогресс налицо.
На этом он заканчивается. «Роснефть» разместила рекордный выпуск облигаций в дешевеющих ежедневно рублях по стоимости заметно ниже, чем может взять на сопоставимый срок суверен. Рублевые российские бумаги с погашением в декабре 2019 г. торгуются с доходностью 13,64%, а в мае 2024 г. — 13,56%. Невиданное везение — кредиторы корпоративного заемщика, даже столь выдающегося, по определению берут на себя больший риск, чем кредиторы страны. Тем более что у России долг маленький, а у «Роснефти» большой. Получается, «Роснефть» надежнее России. Если бы заем «Роснефти» был рыночным, можно было бы подумать, что у инвесторов какой-то инсайд и они решили сыграть «за Сечина» и «против Путина»... |