Городок Эль Папьоль под Барселоной по-субботнему тих: все четыре тысячи жителей, кажется, отдыхают дома. Кричат петухи, дети катаются на скейтбордах по круто уходящей вниз улице, как по горке, — ровных улиц в Эль Папьоле нет. Только флаги независимой Каталонии на балконах и в огородах, а еще плакаты «Хотим новую страну сейчас» напоминают о том, что уже завтра голосование за независимость.
Строго говоря, голосование это ничего не меняет. Как известно, 9 ноября планировался каталонский референдум, который с санкции каталонского парламента готовили год. Но в апреле парламент Испании «дорожную карту» каталонцев не признал, а затем и конституционный суд подтвердил — голосование незаконно. По конституции Испании, вопрос о суверенитете должна решать вся страна, а не отдельная ее часть. То есть референдум если и может быть, то всеиспанский. Но отменить голосование совсем значило бы сдаться, так что президент Каталонии Артур Мас объявил о проведении неофициального опроса, «общественной консультации». Каждый день в 10 часов вечера барселонцы открывают окна и стучат по кастрюлям в знак протеста против запрета референдума: звон стоит по всему району.
«Значит, конституцию надо менять, если она мешает работать демократии», — пожимает плечами Нурия, местная жительница. Ей за 40, она менеджер отеля — и активист движения за независимость. В маленьких городках и деревнях настроения за независимость еще более распространены, чем в многоликой Барселоне. За последние несколько лет эти настроения резко стали популярнее — с тех пор как в 2010-м конституционный суд отменил 14 статей автономного статута Каталонии. В частности, каталонцам запретили называть себя нацией и урезали финансовую автономию региона. «Если бы испанские власти предложили нам столько же суверенитета, сколько есть у Страны басков, несколько лет назад это было бы отлично. Но сейчас они переступили черту. Теперь мы не согласимся на меньшее, чем своя, отдельная страна», — это мнение я слышу от каталонцев раз за разом... |