1
Пространство вокруг Центрального дома художников в Москве называется «Музеон». Несколько месяцев назад оно было благоустроено, и теперь тут публичная зона для городских гуляний. В воскресенье я пошел туда посмотреть на соотечественников. Здесь теперь можно загорать у фонтанов, лежать на газонах, каждый уик-энд тут какой-то фестиваль – стоят палатки, где взрослые с детьми могут рисовать, что-то мастерить, мелкие московские ремесленные мастерские и кондитерские выставляют свои рукоделия. Стоит жаркое лето. И ты видишь толпы 18–20-летних людей, о которых можно сказать лишь одно: эта масса тел источает счастливое ожидание благополучного будущего.
Глядя на этих людей, невозможно сказать, что перед тобой «агрессивно-послушное большинство», образующее 89-процентную слепую поддержку военно-политического курса Кремля, которая ежедневно предъявляется населению на федеральных каналах. То, что ты видишь как зритель, как свидетель – на улицах, в повседневной коммуникации, в путешествии, – радикально расходится с тем образом общества, которое на наших глазах формируется в пропагандистских дискурсах.
Перед нами совершенно не агрессивное, классическое потребительское общество. Никакой «пассионарности» в нем нет. Как верно заметили военно-политические эксперты, один из главных интересных выводов партизанской войны в Донбассе: если населению начинают раздавать оружие, оно берет его неохотно. Когда авантюрист Игорь Гиркин в середине июня с горечью обратился к населению Донбасса, стыдя его за нежелание вступать в ополчение, для социолога тут обнаружилось полевое подтверждение важного предположения: и в большинстве российских регионов население не возьмется за оружие (Донбасс типологически мало отличается от Воронежской или Оренбургской областей).
Перед нами достаточно расслабленное общество, которое живет потребительскими ожиданиями. Совершенно не видно какой-либо массовой озлобленности, вызванной прошлой исторической неудачей. Нет! Это общество на пике совершенно противоположного настроения: в жизнь входят новые генерации, которые хотят благоустраиваться в системе, «дающей возможности». Перед нами действительно некий массовый молодой средний класс, пронизанный вовсе не коллективистскими, а индивидуалистическими мотивациями. И не агрессивный, а, напротив, впервые – по результатам 15-летней «стабильности» – обрастающий всеми бытовыми признаками нормальной повседневной коммуникации: незнакомые горожане начали здороваться друг с другом при встрече, как в Европе, возникают нормальные новые формы воскресного отдыха дружескими компаниями.
Типологически это общество по своему настроению напоминает советские 60-е, когда после длительных лишений целое поколение выросло в условиях «новой буржуазности» (как сказали бы левые социологи). Это было веселое поколение, в котором культивировалась доброжелательная легкомысленность, а вовсе не мрачный идеологический угар. Именно поэтому, когда разразился карибский кризис, вся страна со слезами на глазах слушала песню Евтушенко – Колмановского «Хотят ли русские войны?». Нет! Не хотят! Русские хотят квартир, новых автомашин, отдыха на морских курортах… Русские хотят бытового благополучия, украшения (а не разрушения) собственных ландшафтов, своих «пашен и полей»…
Собственно говоря, у нас на днях произошло нечто вроде коллективного исполнения этой песни в социальных медиа. В ответ на неправильно понятое выражение «russians» в заявлении Вашингтона сотни тысяч пользователей дружно – и в искренней обиде – закричали: нет! russians вовсе не хотят войны… |