Родители включают телевизор: для трехлетней Даши наступает время мультиков.
— Что там? Что-то советское? — спрашивает папа Сергей.
— Старая версия «Волка и семерых козлят», — определяет мама Лена.
Определяет по звуку, потому что и Сергей, и Лена — слепы. Они наперебой поясняют содержание мультфильма дочери, уставившейся в экран. Младший, трехмесячный Витя, еще мал для мультиков, он засыпает у матери на руках.
Сергей и Лена Новиковы вместе уже десять лет. Познакомились в библиотеке для незрячих: Лена возглавляла там юридический отдел, а Сергей работал в издательстве, выпускающем книги, набранные шрифтом Брайля. Оба закончили МГУ на общих основаниях, он — истфак, она — юрфак. Лена окончательно потеряла зрение от глаукомы за год до поступления, в семнадцать: «Читать уже не могу, а поступать хочется: надо как-то дальше жить». Готовилась к экзаменам на слух — мама читала ей учебники. Сочинение на вступительном экзамене печатала на машинке. И — поступила. Каждый день Лена одна ездила в университет на метро, а позже, на работу — даже на электричке из Подмосковья.
Сергей лишился зрения в 14 лет, но и до этого видел едва-едва. Он с первого класса учился в спецшколе для слабовидящих и незрячих. Там читали и писали по Брайлю, учили вслепую готовить еду и ориентироваться, на физкультуре дети играли с гремящим мячом... |