43-й год. Немецкие солдаты стоят на русской земле. Перед ними — полдюжины русских крестьян. Целятся. Стреляют. Русские крестьяне падают. Все, кроме одной девушки. Она стоит, глядя на немцев огромными от ужаса глазами. А те ругают новобранца: «Говнюк, промазал! Ты жалкий трус!». Командир подзывает самого надежного убийцу: «Фридгельм!» Фридгельм поднимает карабин и в упор расстреливает девчонку.
Фридгельм — один из героев немецкого телефильма «Наши матери, наши отцы». Фильма о немецких солдатах, превращающихся в преступников. Как говорит Вильгельм, старший брат Фридгельма: «Мы были героями. А стали убийцами».
Фридгельм сначала был даже антигероем. Гуманист, он с самого начала похода против Советского Союза страдает. Страдает, когда старший брат расстреливает советского комиссара. Страдает, когда не может спасти еврейскую девочку от эсэсовцев. Страдает, когда земля под его сапогами буквально превращается в кровь и мясо жертв немецкой армии.
Но когда в болотах под Можайском рота натыкается на минное поле, умница Фридгельм вдруг предлагает фашистский ответ Сусанину: «Давайте загоним туда местных крестьян — живыми миноискателями». И входит во вкус. Ни в Гитлера, ни в победу не верит, но сражается с тевтонским азартом, беспощадно истребляет русских крестьян, польских партизан, казнит заложников полудюжинами. Становится убийцей, военным преступником, психом.
Немцы редко снимают кино о войне. А когда снимают, получается очень мрачно: «Мост» (о том, как пара пацанов погибает, пытаясь в самом конце войны защитить родину); «Лодка» (как погибает команда подводной лодки); «Сталинград» (все персонажи-немцы гибнут); «Бункер» (как сдох Гитлер). Короче, немцы не снимают военные фильмы. Они снимают антивоенные фильмы.
В «Наших матерях, наших отцах» пять главных героев. Они слушают запрещенный американский блюз, конфликтуют с родителями. Четверо из них немцы, один еврей. У последнего вариантов нет, приходится скрываться. Его любимая Грета пытается его спасти в постели гестаповца, где параллельно устраивает себе карьеру певицы. Шлюха, но добрая. Ее подруга Шарлотта становится медсестрой в военном госпитале. А Фридгельм и Вильгельм воюют на восточном фронте.
Но это все-таки телесериал. По законам жанра сценаристы щадят героев, спасая и еврея, и немцев из самих безнадежных ситуаций. Щадят и их моральный облик. Грета «посылает» своего гестаповца, платя за это собственной жизнью. Медсестра Шарлотта помогает раненому, вскрывая его раны, чтобы не выписали на фронт. Вильгельм убивает садиста-командира. Даже псих Фридгельм решает, что веселее стрелять в офицера СС, чем в старого друга-еврея. Создается ложное впечатление, что немецкие военные после 43-го года начали тихо бунтовать.