Со времени объявления сделки по приобретению фондом UCP 48 процентов акций «ВКонтакте» прошло уже больше недели. Однако обсуждать сделку в Сети не прекращают — слишком уж много загадок сопутствовало этой истории. Одна из неразгаданных до сих пор тайн — во сколько покупатели оценили социальную сеть. Или — если задать более общий вопрос — сколько можно заработать на сайте с 200-ми миллионами зарегистрированных пользователей?
UCP сумму, уплаченную почти за половину «ВКонтакте», называть отказывается; впрочем, СМИ охотно делают это за него. В Hopes&Fears писали, что сделка прошла из расчета в 2,8 миллиарда долларов, в Forbes — что в 2,2 миллиарда долларов, хотя изначально акционеры соцсети оценивали актив в 3,1 миллиарда.
Не так важно, какая именно из этих трех цифр верна, важно, что «ВКонтакте» по всем оценкам стоит больше двух миллиардов долларов. Это выдающийся результат как на фоне реальной экономики («Аэрофлот» по котировкам Московской биржи на рынке оценивается дешевле), так и на фоне интернет-активов (весь «Яндекс» — поисковик с мировым именем — стоит 7,9 миллиарда долларов).
Наконец, это феноменальный результат, если сравнить стоимость «ВКонтакте» с его финансовыми показателями. О том, как в этом плане работала социальная сеть в последние кварталы, можно только догадываться (детально «ВКонтакте» отчитываться не обязана, поскольку ее акции не торгуются на бирже), но известно, что выручка соцсети в 2011-м составила 3,29 миллиарда рублей, а в 2012-м этот показатель вырос на 44 процента. То есть за последний год «ВКонтакте» принесла 4,7 миллиарда рублей выручки. Даже если предположить, что в какой-то момент вся выручка компании будет доставаться исключительно акционерам (то есть расходы соцсети сократятся до нуля), инвесторам придется ждать с десяток лет, чтобы их вложения окупились.
Может показаться, что на фоне иностранных социальных сетей (LinkedIn с сопоставимым количеством пользователей оценивается в 20,7 миллиарда, Facebook — в 62 миллиарда), «ВКонтакте» стоит не очень много. Однако оценка в 2-3 миллиарда долларов кажется справедливой для «Вконтакте» — сети, вторичной по отношению к конкурентам и ориентированной только на русскоговорящих пользователей. Настолько справедливой, что широко растиражированное намерение UCP за пять-десять лет увеличить капитализацию сети до 10 миллиардов долларов выглядит утопичным.
Вот несколько причин, по которым этого не произойдет никогда. |