Можно ли в России выжить на пособие по инвалидности? Вполне! И даже можно нажиться. Корреспондент PublicPost побывал в нескольких дагестанских семьях, которые живут только на пенсию, и выяснил, что инвалидность — дело прибыльное.
Семья инвалидов
Ахмед и Умайсат Магомедовы из Цумадинского района Дагестана официально в разводе, но живут настоящей семьей. Более того, формально бывшая жена является многодетной матерю-одиночкой — воспитывает троих детей. От двоих детей она официально отказалась, но на них опекунство оформила сестра мужа. Сам глава семейства — Ахмед — безработный. Все живут под одной крышей (сестра Ахмеда живет с матерю в другой части села, которое, по просьбе героев, не будем называть). Для Дагестана ничего необычного нет, ведь исламские правила все соблюдены. "Главное, мы живем в мусульманском браке", — говорит Ахмед.
Вся семья, включая отказников, состоит сплошь из инвалидов второй и третьей групп. Общая сумма пособий семейства — 47 650 рублей.
Его жена, Умайсат, накрывает на стол и рассказывает, что им пришлось идти на обман: "Работы в Дагестане нет, а на заработки ездить мужу уже здоровье не позволяет. Пособия по безработице маленькие, а нам детей, на которых сто рублей дает государство, поднимать еще. Что нам осталось делать? Себе оставили три коровы, а восемь продали. Сначала сделали пенсию мне, мужу и дочке старшей. Потом сделали и всем остальным".
На идею развода, говорит Магомед, его толкнул сокурсник из Махачкалы: "Друг сам так живет, и мне подсказал. Оформили с женой развод, я написал отказ от детей. Ну, алименты плачу, но это из одного кармана в другой перекладываю, получается. Потом жена отказалась от двоих детей, а их на опеку взяла сестра — тоже ведь деньги. Вот так и выкручиваемся".
Магомедовы уже четвертый год живут по этой схеме. Чуть меньше половины их годовой пенсионной прибыли уходит на повторное освидетельствование в медико-социальной экспертизе с нужным итогом. "У нас в селе нет семьи, где не было бы двух-трех инвалидов", — говорит Ахмед. |