Лично мне масштаб проблемы становится очевиден в двух случаях: когда приходится гулять по центру Москвы с ребенком и когда доводится провести длительное время в горах. В горах, я заметил, примерно через неделю у меня радикально изменяется характер, темперамент и взгляды на жизнь. Я становлюсь спокойным и доброжелательным, пропадает тревога, уходит раздражение, налаживается сон, появляется искрометное чувство юмора, а комфортная доза алкоголя снижается с пяти до одного бокала вина.
В центре же Москвы, когда идешь с ребенком на руках или в коляске, начинаешь вдруг обращать внимание на то, что воздух практически полностью состоит из выхлопных газов. Без ребенка я этого не чувствую, потому что сам все время курю. А с ребенком меня гложет мысль, что гулять по этакому воздуху — это все равно как положить ребенка спать под выхлопной трубой.
Какое там главное вредное вещество в выхлопных газах? Я не химик и не врач: ну, предположим, оксид углерода. Во всяком случае, синдром, которому подвержены все (практически без исключения) жители всех крупных российских городов, я бы назвал «отравление угарным газом». Признаки этого отравления таковы: человек становится тревожным, раздражительным и агрессивным. Но это бы еще полбеды, есть множество химических способов подавить раздражительность, тревогу и агрессию. Хуже другое. |