Лейтмотивом последних нескольких месяцев политической жизни в России являлись взаимные обвинения власти и оппозиции в отсутствии внятной программы и идеологии. Действительно, и те и другие как будто бы стеснялись четко сформулировать свои предпочтения в опасении отпугнуть часть электората или политических элит. Но при всей идейной неопределенности человеческая история всегда готова предложить параллели.
Все мы помним, с каким лозунгом Владимир Путин вышел на политическую сцену в 1999 г. Лозунг «диктатура закона», разумеется, не был им выдуман, и если у Путина и есть политические кумиры, то такими кумирами, по всей видимости, могли бы стать «законники» эпохи борющихся царств Древнего Китая — легисты во главе с Шан Яном, его последователем Ли Сы и приведенным ими к могуществу императором Цинь Шихуаном.
Рассмотрим основные постулаты легистов. Во-первых, это, собственно говоря, закон («фа»). Речь идет именно о писаном законе, а не о праве как об идеальной категории. Легисты верили в то, что следование букве жесткого (а зачастую жестокого) закона является эффективным средством борьбы с изначально порочной природой человека. Это делает поступки людей предсказуемыми, а управление ими — легче. Легисты не верили в добродетель, а поэтому и источником закона для них была не идеальная материя, а верховная власть. Вторым постулатом легистов служило «шу» — искусство, секрет управления, — которое среди прочего включало жестокие наказания, а также известную закрытость власти, с тем чтобы вырабатываемые ею решения и действия не были предсказуемы, а единственной моделью поведения подданных было слепое следование писаному закону. Этот постулат был призван уберечь власть от ее захвата как внутренними, так и внешними врагами. Третий постулат легизма — «ши» — можно перевести как «харизма», т.е. непререкаемый авторитет верховного правителя, который не может подвергаться критике какого бы то ни было рода. |