Ноль, умноженный на миллион |
|
Илья Клишин
24.08 23:49 | 2548
(«Ведомости»)
|
Девизом интернет-пропаганды можно считать древнекитайскую поговорку «И три человека рождают тигра». Суть ее сводится к тому, что рассказ одного человека о разгуливающем по городу хищнике вас убедит едва ли, а вот свидетельства троих могут изменить ваше мнение.
Именно в этих понятиях можно объяснить сетевой феномен 5 декабря прошлого года, когда ощущение мирной революции с головой накрыло всех пользователей интернета в Москве. Родившись ситуативно, мем «за честные выборы» не имел автора, но размножался с поразительной скоростью. Механическое количество постов и твитов, переполняя френд-ленты, почти немедленно переходило в качество — внезапную для стороннего наблюдателя активизацию прежде равнодушных к политике обывателей.
Разумеется, интернет-технологии ничего не организовывали, как не может, например, молоток инспирировать размещение картины на стене. Здесь они оказались высокоэффективными посредниками, mediа, между нравственным порывом (жаждой правды в обществе лжи) и практикой ивент-менеджмента.
Органичный массовый протест, как показал опыт 5-10 декабря, рождается, когда это взаимодействие идет от эмоций к словам, а не в обратном направлении. Словом, чем больше оргкомитетов, тем больше фальши. |
Далее |
|