О чем, по-вашему, говорит этот процесс?
Он говорит о том, что Россия находится в переходном возрасте. Уже очень большая часть населения смотрит на мир и то, что происходит в государстве, примерно так же, как смотрят люди, живущие в передовых демократических странах. Раньше таких людей было мало. Сейчас они если и в меньшинстве, то это уже значительное меньшинство. Лет пять или десять лет назад резонанс был бы совсем иным. Это первый вывод, который я делаю. Второй — мы по-прежнему видим очень большой разрыв между Россией и столицей. Если вы посмотрите на то, как относятся москвичи к делу Pussy Riot, вы увидите совсем другие цифры. Здесь большинство людей считает, что этот суд — позор и безобразие. Не новость, что центром оппозиционных настроений является столица, которая всегда опережает развитие страны на какое-то время.
Сергей Марков вчера заявил, что два года для этих девушек — это акт милосердия, дескать, выпусти их — жители нашей страны их растерзали бы.
Его мнение будет иметь значение только для тех, кто считает Сергея Маркова авторитетом.
Какой сигнал нам подает власть обвинительным приговором?
Обвинительный приговор — большая глупость со стороны власти, если говорить безэмоционально. Потому что совершенно понятно, что конфликт разрастется еще шире. Те, кто раньше говорил «да ладно, их отпустят в зале суда, ну что вы, никто не будет их надолго сажать», теперь будут относится к Путину (будем называть вещи своими именами) иначе. Суровый приговор уменьшит число сторонников Путина еще на несколько тысяч или миллионов человек. То, как к приговору отнесутся в мире, мы тоже прекрасно понимаем. Вообще, то, что сейчас происходит в стране, — это большая лестница, которая сплошь состоит из ступенек. Дело Pussy Riot, которое начиналось как ерунда какая-то, превратилось в очень важную ступень. Потому что это дело задело сразу несколько болевых точек. И всю эту чуму Владимир Путин устроил себе сам, исключительно по собственной глупости.
Не кажется ли вам, что это работа вертикали? Наверняка решение по делу выносится с оглядкой на мифического хозяина.
Я не сомневаюсь ни секунды, что все политически мало-мальски важные дела в нашей стране принимает только один человек. И никто без него повлиять на это не способен.
Одно из главных последствий сегодняшнего дня — вновь нарастающий разговор о том, чтобы уехать из страны.
У меня, поскольку я живу в Москве, нет ощущения, что я в меньшинстве, и почему я должен уезжать из своего города, я не понимаю. Посмотрите, последний опрос показывает, что Путина в Москве поддерживает 27% москвичей, партию «Единая Россия» — всего 21%. Ну и зачем я буду из этого города уезжать? Если бы я жил в Нижнем Тагиле, например, или в другом городе, я бы думал: «Ах, я отсюда уеду». Из Москвы — с какой стати?
Жалко тех, кто живет в Нижнем Тагиле.
Жалко. Но надо понимать, что мы все взрослые люди. И сейчас время взрослости. Никто за тебя ничего в этой стране не сделает. Если ты хочешь жить в хорошей стране, делай сам. Не приедут из Москвы к тебе никакие активисты, никакой Чебурашка не прилетит, если ты сам ничего не сделаешь. Чтобы у тебя в Нижнем Тагиле была нормальная жизнь, сделай хоть что-нибудь.
Сделать что? Следствием твоего поступка может стать судьба Pussy Riot.
Да, они что-то сделали. И вне зависимости от того, останутся они в тюрьме или нет, для девчонок, которые занимаются музыкой, внимание мировых звезд — это очень много. Я вас уверяю, что в России найдется полным-полно певцов, которые согласятся пройти через это, лишь бы им написали Пол Маккартни, Мадонна, Питер Гэбриел и так далее.
Вам не обидно, что о России думают как об архаичном государстве?
Давайте мы не будем попадать в эту ловушку и думать, что страна и государство — это одно и то же. Есть страна Россия — страна, которая очень много дала миру. И есть государство — на сегодняшний день довольно паршивое, которое мы очень хотим изменить. Вот страна Россия — замечательная страна. А государство российское на сегодняшний день представляет собой жалкое зрелище. Потому, собственно, и возникло оппозиционное движение.
Не хотели бы вы написать книгу, глядя на дело Pussy Riot?
Конечно, история единения церкви со спецслужбами, которая в нашей стране уже происходила в советское время и происходит сейчас на каком-то ужасно бесстыдном уровне, — тема, о которой хочется думать.