Навальный удивил. Когда в Сахаровском центре оргкомитет акции «За честные выборы» обсуждал, каким должен быть митинг после окончания шествия, непримиримый блогер заявил, что надо трезво оценивать «свое место и роль» в сегодняшней ситуации:
— Не надо претендовать на то, чтобы стать локомотивом протестных настроений. Нам всего лишь доверили организовать людям возможность выразить свое несогласие с шулерскими выборами. Мы не лучше и не хуже тех, кто выходил на Чистые пруды, на Болотную, на Сахарова. Мы — техническая структура. Поэтому я считаю, что митинг надо провести максимально быстро, дать возможность выступить кандидатам в президенты, поддержавшим требования резолюций митингов на Болотной и Сахарова. И этим ограничничиться, не забалтывать акцию. Лично я готов избавить участников акции протеста от своего выступления.
Позже спросил Навального:
— Ты это для прессы сказал, или искренне думаешь?
— Конечно, искренне. Сегодня куда важнее общегражданская составляющая акция протеста. Мы должны продемонстрировать власти, что нас много и что мы не согласны мириться с шулерскими выборами. Власть должна увидеть, что, несмотря на то что мы разные, — мы вместе.
— Ты опередил меня. Только хотел спросить, как членам оргкомитета, людям совершенно разных взглядов, удается быстро и без истерик договариваться по самым непростым вопросам?
— Нас Путин с Чуровым объединили. 4 декабря у людей бесцеремонно украли голоса. И у всех без исключения членов оргкомитета есть понимание: люди, которые пойдут 4 февраля на марш и митинг, придут не ораторов слушать, а потому, что они не могут не пойти, их достало, что с ними не считаются.
Оргкомитет работает открыто, все заседания транслируются в интернете. Думаю, что за этими трансляциями очень внимательно следили и в Кремле, и в мэрии Москвы. Возможно, надеялись, что члены оргкомитета переругаются и ни о чем не договорятся. Не вышло. Договорились очень быстро и единогласно, что компромисс с московской мэрией по поводу маршрута акции «За честные выборы» вполне возможен. И этой самой договороспособностью не оставили мэрии Москвы возможности запретить марш. На Тверской, 13, тоже не дураки сидят. Прекрасно понимают, что запрет только скатализирует протестные настроения. И люди все равно выйдут на марш. Пусть их будет меньше, чем придет на согласованный, но не намного. Переловить и пересажать всех не хватит ни ОМОНов, ни автозаков, ни камер…
Мэрия согласовала марш. И теперь кремлевские политтехнологи лихорадочно предпринимают меры, чтобы расколоть протестные настроения, организуя альтернативные митинги. Только все это напрасные хлопоты. Потому что принципиальная разница между участниками этих акций в том, что на марш «За честные выборы» люди выйдут сами. А на «альтернативные мероприятия» их приведут. |