Президент Российской академии образования предложила исключить Льва Толстого и Фёдора Достоевского из школьной программы. Людмила Вербицкая считает, что их произведения слишком сложные для детей, зато Библия - в самый раз
Это вообще интересный механизм превращения бунтаря в символ реакции. Два самых ярких примера - Иисус и Ленин. Как только кто-то из адептов начинал их всерьёз читать и воспринимать, система моментально его репрессировала.
Вспомнилось, что "Война и мир" - единственное прозаическое произведение из школьной программы старших классов, которое я прочитал целиком (потому-что заинтересовало и понравилось) во время обучения в школе (не считая поэтов - их всегда читал). Все остальное читал лишь в рамках, достаточных для пятерки или четверки, т.е. через страницу-две и полностью освоил уже после окончания школы.
Называть Льва Толстого имперским писателем, государственником, можно либо по недоразумению, связанному с элементарным незнанием его творчества, либо если сознательно заниматься фальсификациями. И в "Севастопольских рассказах" и в "Войне и мире" , определяемых официозом как патриотические произведения,Толстой совершенно чётко разделяет государственную машину и народ. Особенно это заметно в "Севастопольских рассказах", посвящённых Крымской войне. Да, в этих книгах, когда с болью, когда с восхищением, много говориться о сражавшихся и погибавших русских людях. Но никакого прославления государства нет там и близко. Напротив, чувствуется прохладное, а порой и откровенно критическое отношение графа к российскому Левиафану. Поздний же Толстой вообще предстаёт тотальным анархистом, социопатом, отрицателем фундаментальных общественных институтов от государства и церкви до семьи и даже деторождения. Такой Лев Николаевич, конечно, невыгоден любой власти. Нынешние предложения изъять его произведения из школьной программы вовсе не случайная глупость.
РАО утверждает, что Вербицкая уже почти ничего и не говорила. Ну и хорошо, ну и ладно.
Но кое-что сказать все же нужно.
Прежде всего - насчет сложности текстов. Все тексты, которые вообще стоит читать, сложные. Сказки - очень сложные тексты. Если сказку читает умудренный жизнью человек - он там откроет глубины, которые детское сознание никогда не сможет описать и выразить. Но - это не значит, что оно их не сможет отразить, что оно на эти глубины никак не отзовется. Просто то, что зрелый человек выразит мудрой речью, ребенок сможет воспринять как дорефлексивную установку. И, в общем-то, сказки для этого - для закладывания дорефлексивных поведенческих установок - и создавались. Так ребенок научался вежливости - которая если еще и не вежество, то есть - не знание, но зато поведение, сформированное на основе этого знания.
Президент Российской академии образования и заместитель председателя Общества русской словесности Людмила Вербицкая высказала мнение, что роман Льва Толстого «Война и мир», а также некоторые произведения Федора Достоевского можно было бы исключить из школьной программы, -сообщает "Росбалт". «Я, например, абсолютно убеждена, что из школьной программы „Войну и мир“ Л.Толстого, также как и некоторые романы Ф.Достоевского, нужно убрать. Это глубокие философские произведения, с серьезными рассуждениями на разные темы. Не может ребенок понять всей их глубины», — заявила она в интервью АГН «Москва».
Я "Войну и мир" прочитал в школе. На летних каникулах. Но я был очень много читающим подростком. Среди всего класса, где я учился, такой нашелся только один, кроме меня. Кто осилил книгу целиком. Максим. Сейчас он байкер с татуировкой во всю голову. Хулиганы вообще очень много читают в детстве.