Минкультуры требует исключить из программы Московского международного открытого книжного фестиваля (ММОКФ) два спектакля. "Душа подушки" заподозрена в пропаганде гомосексуализма, а "Травоядные" - в матерщине
вот люди могут подумать, что Минкульт "сдал назад". Мол, испугался скандала с книжным фестивалем и заявляет, что они были "не против". Гельман вот пишет: так, мол, я и думал, что все свалят на Бычкова (директора ЦДХ). Но ведь мы же понимаем, что "минкульт никуда назад не сдал". И не в Бычкове дело. Это просто последовательное применение таких "сталинских технологий" управления вообще и рихтовки интеллигенции в частности. Минкульт уже год занимается подобным шантажом, являясь одной из институций целенаправленно работающих над созданием self-censored общества следующего уровня. (Да и началось это в менее "сталинских", но уже опознаваемых формах еще при Суркове, с 2005 года вполне уже отчетливо. Сейчас просто создается новый уровень того же самого)
Образцовая трусость - прятаться за спины зависимых от тебя структур. Минкульт ответил Газете. Ру на вопрос, с какой стати запрещали спектакли Кольты: «Если организаторы фестиваля не согласны с мнением экспертов, изложивших свою точку зрения руководству Минкульта, они имеют полное право официально ответить на письмо, изложив свою позицию»
Друзья, как вы знаете, «НЛО» готовилось провести в рамках Московского книжного фестиваля презентации двух замечательных, особо дорогих нам книг («Тысячелетнее царство» Олега Воскобойникова и «Чужая девочка» Ирины Мягковой). Тем грустнее нам сообщать, что мы отменяем эти презентации. О причине многие наши читатели уже догадались, а суть проблемы изложена здесь: http://www.colta.ru/news/3501.
В связи с ситуации с ММОКФ 2014, считаю необходимым высказаться.
В течении ряда лет я был одним из кураторов фестиваля, два года Григорий Охотин и я были кураторами всей книжной программы. Я горжусь, что причастен к летнему книжному фестивалю в ЦДХ. Московский Международный Открытый Книжный Фестиваль всегда был и, я надеюсь, что будет открытым (не только по названию и пространству) свободным, творческим, интеллектуальным пространством. Благодаря руководству ЦДХ во дворе было создано уникальное событие культурной жизни Москвы да и всей России.
Что случилось:
Более десяти лет назад мы с руководством Центрального дома художника придумали и создали Московский международный открытый книжный фестиваль. Все в нем было – победы, споры, ссоры, спецпроекты, яркие партнерства. Не было только денег от Министерства культуры (книжки в России - не культура, а коммуникации) и цензуры. Денег так и не появилось, а цензура, кажется, уже.
Должен был завтра выступать на книжном фестивале, на круглом столе Мемориала. Тема такая:
11 июня в 18:00
Как события последних месяцев отражаются в поэзии и прозе? Какую гражданскую позицию по отношению к событиям в Украине заняли украинские, российские и восточноевропейские интеллектуалы? Есть ли гражданская ответственность у публичного интеллектуала?
Но в связи с отменой спектаклей по письму минкульта, решил не ходить. У нас тут своя Украина.
А я правильно понимаю, что организаторы фестиваля в ЦДХ просто тихо сходили под себя? Это ведь очень важно. Потому что на самом деле никакой цензуры нет; точнее, ее может не быть, если организатор в ответ на письмо министерства культуры не отвечает ничего или отвечает "нет" и ищет другого спонсора. Но наши организаторы просто делают вид, что министерские писульки обязательны к исполнению. Дальнейшее просматривается довольно ясно: там будут цоканья языком по поводу сложности текущего момента и втягивания аполитичного пушистого фестиваля в политику, ламентации на мотив "нельзя ли убрать вот эти ваши пиписьки из спектаклей, всем бы было спокойнее". Так было в истории с Хинштейном и "Флагами мира", когда почему-то всеми уважаемая Марина Каменева из магазина "Москва" рассказывала, что такую крамолу держать на полках не может - хотя все это время продает сталинистскую апологетику, чтобы "не лишать своих покупателей разных точек зрения". И настоящий враг, настоящий ужас - это не только Мединский, но и какбычегоневышло-естьтоварищначальник в руководстве очередного распространителя, фестиваля, и так далее
Ох!
ОПИСАНИЕ ЗАПРЕЩЕННОГО СПЕКТАКЛЯ
Детский сад. После тихого часа, пока дети едят печенье с молоком, подушки рассказывают друг другу детские сны. Не видел снов только новенький – не похожий на другие подушки гиппоалергенный Гречик. Раненый при транспортировке подух истекает гречневой крупой и того гляди испустит дух. Тогда его отправят в подушкин ад — подвал. Гречик близок к отчаянию, но тут его находит мальчик, маленький аллергик — такой же одинокий, как и Гречик.
Друзья, Новое издательство отказывается от участия в Московском международном открытом книжном фестивале. Наш стенд будет пустовать, а презентация книги Ханны Арендт пройдет на другой площадке, о чем мы сообщим дополнительно. Цензура недопустима
С 2011 года по приглашению ЦДХ "Мемориал" участвовал в Московском Международном Открытом Книжном фестивале с собственной кураторской программой. Мы очень ценили фестиваль и возможность в нем участвовать именно за открытость: открытость форматов, открытость дискуссий, открытость публики и open air.
Colta.ru поступает единственно правильным образом: других способов сопротивления, кроме индивидуального бойкота, нет. Это возвращение к диссидентской практике - дело уже не в "проектах" или упущенной выгоде; вопрос лишь в том, чтобы сохранить себя, сохранить лицо. Не сотрудничать, не принимать участия, максимально отказаться от сотрудничества - с теми, кто выбирает цензуру.
Друзья, ну и по итогам. COLTA.RU снимает свою программу с Открытого книжного фестиваля, выходит из состава инфопартнеров и простит удалить наши логотипы из любой печатной и онлайн-продукции, связанной с фестивалем.
Формулировка "противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям" чудовищная и невежественная. Искусство вообще не имеет дело с общепринятыми ценностями. Общепринятые – это заповеди Христа или там кодекс строителя коммунизма. Душечка Чехова – это что общепринятое? Ромео и Джульетта? Убийство – это общепринятая ценность? Или убийца не так страшен Мединскому как гей? Но практически в любом произведении искусства всегда полный комплект необщепринятого.
На открывающемся послезавтра 9-м Московском международном открытом книжном фестивале были запланированы показы нескольких спектаклей.
Сегодня по требованию министерства культуры из программы Московского международного книжного фестиваля исключен показ двух спектаклей - “Душа подушки” (пьеса Олжаса Жанайдарова, режиссёр Борис Константинов) и “Травоядные” (пьеса Максима Курочкина, режиссёр Наталья Пахомова).
«По имеющейся информации в пьесе "Душа подушки" могут быть усмотрены признаки пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних. Пьеса "Травоядные" содержит нецензурную брань», — говорится в письме за подписью первого заместителя министра Владимира Аристархова, которое сегодня, 9 июня, получили организаторы ММОКФ. Этому письму предшествовал донос в газете Культура. Классическое искусство. Классика