Владимир Путин предложил Госдуме принять проект закона, составленный на основе его предложений об изменении Конституции. Проект закона предусматривает также его вынесение на общероссийское голосование. ГД приняла пакет в первом чтении.
Всю прошедшую неделю я следил на вялотекущей дискуссией вокруг поправок к Конституции. В целом, мотив один: никто ничего не понимает. Ни один политик, депутат, политолог, юрист или журналист оказался не в состоянии толком обьяснить их суть и формулировки. Об этом откровенно пишут весьма серьёзные, авторитетные и непредвзятые специалисты. Они тоже ничего не понимают. Юристы в один голос говорят, что некоторые поправки прямо противоречат тем или иным положениям самой Конституции. Ну да ладно...
Как мы и предполагали, путинская правка превращает российскую формально президентско-парламентскую, а в реальности содержавшую перекос в пользу президентской власти систему - в мега-президентскую или даже конституционно монархическую. Этот монархизм достигается за счет 1) перевода части правительства под прямой конституционный контроль президента, 2) организационную подчиненность президенту системы судебной власти и прокуратуры.
Нет, определённо революция в России. Включил Россия-1, посмотреть что там у вечернего мудозвона. Какова, так сказать, официальная линия партии, куда колеблется.
Так вот, товарищи! Там нет разницы с фейсбуком! Почти никакой!
А никто не обсуждал такую версию: Патрушев или коллективный «Патрушев» раскрыл наконец Путину глаза на заговор: выложил перед ним на столе досье - вот этот злоумышляет, вот этот и этот. Т.е. это немножко как у Эрдогана, только все непублично. Может быть уже какие-то мятежные (в кавычках) генералы ФСБ в застенках дают показания. Ведь Путин и компания обычно идут на авантюры в ответ на что-то - реально это что-то или нет - другой вопрос
Конечно, после директивы Путина придание конституционного статуса Госсовету стало неизбежным. Но я полагал, что у них хватит осторожности хотя бы не ставить его выше органов госвласти, определенных в первой главе Конституции (а других, по ее букве, быть не должно), не вверять ему координацию всей деятельности этих конституционных органов и определение всех направлений политики. Могли бы потом вписать в закон о Госсовете что угодно. Однако в подпункте "Ж" Госсовет и правда, как отметил один комментатор, становится аналогом КПСС из Конституции 1977 г. Осторожности нет. Есть только беспредельная наглость и полная уверенность в том, что сойдет с рук.
Интересно, что за полтора года это уже второй само-форс-мажор (в неточной терминологии критиков - переворот). Точно так же было с пенсионной реформой - экстренная спецоперация без очевидного драйвера с размытой мотивацией. Четвертый срок получается одновременно самым скучным и самым насыщенным
Почитал я этот проект поправок. Как я и подозревал, Путин решил не усложнять и просто остаться президентом. Так ему и привычнее, и приятнее.
Все разговоры про Госсовет оказались пустышкой. Там про него всего один абзац: назначает президент, полномочия определяются федеральным законом (даже не конституционным), т.е. их можно изменить в любой момент. Как максимум, это может быть такое Политбюро, легализованный "ближний круг", как минимум — почетная пенсия для б/у чиновников. Возглавлять это Путину будет западло (разве что по совместительству с президентством).
Обществу не объяснили, чем Мишустин лучше Медведева и почему в Совбезе последний принесёт больше пользы, чем в правительстве. Люди должны догадываться об этом сами. Кроме этого, теперь им предстоит гадать, зачем понадобилось менять Чайку на заместителя Бастрыкина. Параллельно надо понять, почему Путин хочет посоветоваться с народом по поводу своих поправок в Конституцию, но не хочет делать это в соответствии с официальной процедурой, прописанной в законодательстве о референдуме. Нам не объяснили, почему вносить изменения в Конституцию надо столь спешно и почему в комиссию по их подготовке включили Исинбаеву и Мацуева и не включили, например, Морщакову и Шейниса.
Итак, было три составляющих этого январского маневра Кремля: поправки, отставки, проблема-2024 (транзит). С поправками разобрались: каждая из них является просто жестом благодарности руководителям "спящих институтов" (они лоббировали именно эти предложения). Матвиенко получает звание "сенаторов" для верхней палаты, Володин - право депутатам балаболить не только при утверждении премьера, но и состава правительства, Кириенко получает возможность разработать федеральный закон о Госсовете, Зорькин писал статью, что его тяготит необходимость преодолевать некоторые решения международных судов: отдавать 98 млрд. ограбленным акционерам ЮКОСа не надо, но лучше бы как-то это обосновать. И так далее. Ничего, короче, в этих поправках нет.
Опубликован текст поправок. Что можно сказать? Главное - это не революция, а коррекция. Решение о статусе Госсовета отложено до принятия федерального закона, и практически можно отвергнуть версию, активно муссировавшуюся последние дни, что "власть перетекает туда". Напротив, институт президентства остается абсолютно центральным и обретает некоторые дополнительные полномочия.
Согласно собственному тексту, законопроект Российской Федерации о поправке к Конституции "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти" выносится на общероссийское голосование.
Что всемерно одобряю - так это скоропостижное окончание деятельности рабочей группы по подготовке конституционных поправок. Чем дольше заседало бы это шапито, тем больше бы участники наговорили ерунды, а весь процесс и без этого не то, чтобы излучает державность и величие. Они ведь уже начали - запишем в конституцию воссоединение русских с украинцами да семью как союз мужчины и девственницы. Пора было прикрыть эту лавочку, хотя ещё умнее было бы не собирать. Смысл навесных конструкций не ясен: президент обладает правом законодательной инициативы, он вносит, что считает нужным. Группа из не пойми кого не обладает ни законным статусом, ни легитимностью. На роковой вопрос Кто эти люди и что они здесь делают? ответа не существовало.