Вышел некролог Григорий Ревзин про Лужкова. Хороший повод вспомнить еще историю про покойного. Лужков Ревзина не любил. Из некролога в целом понятно почему, хотя и не сразу. То есть понятно - сразу, а вот невзлюбил - постепенно. Причем когда невзлюбил, он ответил ему по-лужковски. Он его судил. Среди серьезных политических проступков (прямо скажем - преступлений) Лужкова, в частности, было важно вот это - он полностью положил под себя московские суды. Конечно, без Егоровой это не получилось бы так сразу, но и на Егорову именно он первый и сделал ставку. Так вот Лужков судил Ревзина. Ну и газету, где мы с Ревзиным тогда работали. Помню, однажды, Григорий Исаакович разобрал по камешкам выстроенное Лужковым Царицыно - покойник обожал наводел, но в сравнении с этим конкретно даже ХХС смотрелся по-настоящему откопанным историческим артефактом. И в конце какого-то абзаца Ревзин пишет, что "подобного пердимонокля история архитектуры еще не знала" - и именно на эту фразу мэр подал в суд. Проигрыш сразу был очевиден. И я помню как заливался "четвертый этаж Ъ" придумывая извинения с опровержением - знала история архитектуры такой пердимонокль, знала, простите, Юрий Михайлович:))
Бориса Немцова убили, Юрий Лужков умер, а наш иск в Европейском суде по правам человека до сих пор не рассмотрен. 10 лет назад Борис Немцов написал свой доклад про мэра Москвы и как сказочно обогащается его супруга на строительном и других бизнесах. За фразу Бориса в моей заметке «Я считаю, что Лужков - вор и коррупционер», Коммерсанту пришлось заплатить Юрию Михайловичу 500 тыс. Столько же столичный суд присудил Немцову. Тогда Лужков нон-стоп судился со СМИ, которые рассказывали о делишках его семейства. И все суды выигрывал. Всё прекратилось с его отставкой... Очень странно читать комменты в ленте, какой хороший был Лужков. Даже у умных людей короткая память.
+ и ещё раз о покойном - для Полит Ру
..сам Путин не решался отправить его в отставку — это удалось только Дмитрию Медведеву. Лужков изобрел и построил ту #Систему в которой мы все живем, которую историк и философ Михаил Гефтер назвал «приватизацией власти». Эта модель, доведенная до чистоты уже Владимиром Путиным, заключается в том, что сперва приватизируют власть, а уже потом, с помощью власти, приватизируют остальное: собственность, ресурсы, финансы и даже коррупция.Лужков не просто выстроил автократию в Москве, но и превратил столицу в сильный Центр, который влияет на Кремль и творит федеральную повестку. До этого Москва была лишь столицей СССР, а после распада Союза казалась местом довольно бесперспективным. Но Лужков консолидировал финансовый и административный ресурс столицы и по сути создал такое понятие, как «Центр», который отдельно от остальной России и даже ей противопоставлен — финансово и политически.
Сегодня – или хорошо, или ничего, поэтому скажу: на фоне нынешних в покойном было, несомненно, какое-то человеческое обаяние, особенно в ранние времена, когда он, в точном соответствии с принципами Питера, еще не успел перейти границу собственной компетентности.
Тут многие в ленте удивляются, чего это все так тепло отзываются о Лужкове, в то время как похорошелла похорошела не при нем. А всё очень просто. Лужков и сам жил и другим жить давал. И по мелочам до людей не докапывался. И через коленку не ломал, всегда старался найти компромисс.
Москва с каждым годом становится хуже и хуже. Я имею право на это мнение. В этом городе родилась я, моя сестра, мой брат, моя мама и бабушки с дедушками.
Есть поступки,который город никогда не простит Лужкову. Это сожжённый Манеж, уничтоженный Военторг, Черкизовский рынок, катастрофические сооружения Церетели на Манежке и его же Памятник Петру Первому на Октябрьской. Торговые центры,которые вдруг появлялись в самых странных местах и выглядели как дешёвые подделки.
Боги, боги! Какая пошлая смерть от анафилактического шока при проведении бессмысленной операции! Но каждый получает по вере.
Юрий Михайлович Лужков верил в материалистическую составляющую счастья и смысла человеческой жизни, поддерживал Всемогущий Стройкомплекс (его смысл обсудим как-нибудь), уничтожающий все живое в городе.
Умер Юрий Лужков - целая эпоха в истории Москвы и России.
Я знал его с 1987, с «самого прогрессивного зампреда Мосгорисполкома», который помогал людям совершенно бескорыстно. Он сломался к 1995... Но сейчас я хочу вспоминать его тем - смелым и честным...
Лужков для меня это ещё и телеканал «Дождь». Я пришёл на Красный Октябрь в августе 2010 года, когда Москва задыхалась от дыма, и уехать из неё тогда не было никакой возможности, потому что денег нет, и только началась моя первая любимая работа. Лужковым она и продолжилась уже в сентябре, когда случилась отставка. Никогда не забуду как Vera Krichevskaya направила меня дежурить у Театра Эстрады, где нас уже ждал Кобзон. Редкий человек. кто тогда не предал Лужкова и был готов говорить о нем публично. Потом мое становление на Дожде продолжилось нашим первым с Антон Красовский (Anton Krasovsky) интервью с Батуриной в Вене (они только что уехали), потом - несколько встреч в Лондоне (куда они переехали из Вены), а ещё Болотная площадь, когда я позвонил Лужкову в понедельник со стационарного дождевого телефона, он взял трубку, а во вторник уже сидел в эфире Hard Day’s Night (любой журналист и продюсер знает, что так уже не бывает), первом своём публичном и откровенном эфире. Мы его тогда мучали, он был недоволен, нелепо натянул кепку прямо в помещении (хотя на улице было ещё тепло), сказал, что устал и в это время уже обычно спит. Спасибо вам, Юрий Михайлович, за большой личный вклад в мою жизнь.
При Лужкове москвичи, особенно пенсионеры жили лучше, чем остальная Россия в непростые 90-е годы. Его жена Елена Батурина стала мультимиллиардером благодаря покровительству мужа.
Лужков расселял пятиэтажки и реально улучшил условия жизни сотен тысяч переселенцев. Он же массово уничтожил историческую застройку в центре города - безвозвратно исчезли сотни памятников архитектуры.
Покойный крестный отец российского авторитаризма был при этом человеком искренним и неординарным, что на фоне его учеников и преемников со стеклянными глазами и железными челюстями по освоению любых бюджетов с их полным наплевательством на мнение окружающих воспринимается почти с ностальгией. Хотя, если бы не было Лужкова, не было бы и Путина со всей его системой
Выражаю глубокие соболезнования родным и близким Юрия Михайловича Лужкова.
С его именем связана целая эпоха истории Москвы. Далеко не все в его политике устраивало москвичей, но некоторые итоги его правления, безусловно, отложились в народной памяти с положительным знаком.
Главное отличие Лужкова от Собянина - к нему можно было записаться на прием. У него были приемные дни (первое, что сделал Собянин, став мэром - отменил встречи с москвичами). И управы с префектурами Лужкова боялись как огня: стоило им только пригрозить обращением к мэру - они молниеносно кидались выполнять свои обязанности. Помню, как через месяц после назначения Собянина я в очередной раз позвонила в управу и в ответ на мое "Мне что - мэру звонить?" они заржали и ответили: "Звоните кому хотите". Это был мой последний звонок в управу.
Про Лужкова у меня есть одна милая история (и несколько не милых, но не сегодня). Много лет назад мы сидели в загородном кафе - в углу что-то решал Лужков. Уходя, он остановился, поздоровался со взрослыми за столом, и протянул руку нашему сыну - «Дедушка Юра» представился он. И достал из кармана маленькую игрушку. Машинку или петушка, не помню. Не взял у охранника, не попросил принести, а у него с собой было.