Я скептически отношусь к т. н. "бессмертному полку", потому что это, выражаясь психоаналитическим языком, не осознавание, не проработка травмы, а ее ритуализация, заталкивание обратно в бессознательное. Без тех или иных ритуалов в человеческой жизни не обойтись, а вот без ритуализации очень даже обойтись и надо это дело по возможности максимально сводить на нет. В 90-е гг психосоциальные травмы пытались ритуализировать через коллективное "покаяние" - "мы все должны покаяться за ГУЛАГ", а теперь, как это часто бывает, стрелка перевернулась на много градусов. Теперь "мы все помним подвиг предков". Это как-то способствует анализу, понимаю травматического опыта этих самых предков и рациональной дифференциации нашего восприятия этого опыта? Нет. Это как свечка в церкви. Поставил и забыл. Хотя я, конечно, далек от того, чтобы называть всех участников данного ритуала зомбированными фашистами, некрофилами и т. п. В нынешнем обществе есть большое количество гораздо более деструктивных практик, максимально приближенных к фроммовской некрофилии. Но если передо мной встанет задача актуализации опыта предков, я скорее поговорю с родственниками, схожу к психотерапевту или почитаю историческую книжку. А бегать с фоткой по улице, конечно, не стану.
Я живу недалеко от Белорусского вокзала. Сегодня весь день видела поток людей, которые шли на Тверскую с фотографиями своих дедов, прадедов, бабушек, других родственников. Я вспомнила о судьбе одного человека. Его звали Игорь Вячеславович Копняев. Тысяча девятьсот двадцать шестого года рождения. В восемнадцать лет, осенью 1944 года его призвали в армию. Несколько месяцев спустя, 21 января 1945 года, на территории Восточной Пруссии он погиб. Вот и все.
Ох, чего расскажу. У нас с утра было финансовое дело, как ни странно, а потом мы должны были в семейном кругу праздновать, но не сложилось из-за нападения. Так вот, я забыла документы дома, точнее, мне не сказали, что надо брать комплект. И мы втроем, с девушкой, которой я должна была документы отдавать, поехали к нам домой. Вышли на Ермолаевском, топаем пешком. К чему я так долго распинаюсь. К тому, что у нас была (и есть) свидетельница. Идем. Втроем. Вдруг из-за спины громкий агрессивный женский мат. "Стоять, бл*дь!!! Бл*дь стоять я сказала! Ты как флаг держишь! Так держи". Оборачиваемся. Видим молодую тварь, видимо, бухнувшую, которая мутузит свою худенькую девчушку в панаме, и вырывает у нее флаг, чтобы та держала его ввысь, а не опускала. Девочке лет пять от силы. Скрепы, бл*дь. Путин вернул вате гордость за себя и за великую страну. И вот я думаю... сейчас весь вечер. Нас было трое. Я, Игорь и Юлия. И мы не вступились за ребенка, на которого орали с чудовищной агрессией. Ребенка трясли. Совсем маленького. Мы - говно? Ведь в любой приличной стране прохожие бы вызвали полицию, задержали, что сделали бы? И что надо было делать?
Сотни тысяч людей по всему миру почтили сегодня память солдат-победителей Второй мировой войны. Портреты ветеранов победы над фашизмом несли в Берлине, Нью-Йорке, Сиэтле, Сан-Франциско, Вашингтоне, Варшаве, Мадриде, Риме, Праге, Брисбене, Монреале, Лондоне, Париже, Анкаре, Пекине, Сеуле, Панаме, и десятках других городов по всему миру.
Для моего поколения "деды воевали" - не мем, а просто реальность. Ветераны - это как раз поколение наших дедушек и бабушек и для меня и моих ровесников ветеранами было большинство наших старших родственников, которые во времена нашего детства были ещё совсем не старыми. Сейчас их осталось очень мало, в моей семье уже никого. Очень жаль, в том числе и потому, что люди этого поколения были хранителями правды о войне и смысла победы в ней и с их уходом распадается "связь времён". Мне кажется, что лучшее, что можно сделать для того, чтобы почтить их память - это не забывать, что миллионы не абстрактных, а вполне конкретных "дедов" (да и "бабушек", раз уж на то пошло) воевали, погибали, терпели страшные лишения, трудились, приносили себя в жертву ради того, чтобы дальнейшие поколения их детей, внуков и правнуков могли жить в мире и чтобы эта страшная трагедия больше никогда и ни с кем не повторилась. Очень хочется, чтобы объединяющим всех лейтмотивом Дня Победы снова стало бы "больше никогда". Всех с праздником!
«Прокурор Крыма» Поклонская на акции «Бессмертный полк» с иконой с Николаем Вторым – это уже фарс. Впрочем, меня ничего не удивит – даже если ее объявят потомком чудесно спасшейся дочери Николая и выдадут за Путина.
В этот день безусловно стоит поздравить ветеранов войны, но не думаю, что среди моих читателей здесь есть ветераны.
Мои дедушка с бабушкой, прошедшие войну, и другие дедушка с бабушкой, пережившие ее, давно умерли.
Сегодня, в День победы над фашизмом в российской тюрьме все еще находится политзаключенный антифашист Алексей Гаскаров. Когда вся страна формально празднует победу, в реальности она фашизму проигрывает прямо сейчас
Парад.
Тут два наблюдения.
Жуткие застывшие улыбки на лицах марширующих. Видимо, чтоб уж совсем не походить на Северную Корею, "сверху" дали команду "Улыбаться", словно пальцами рот каждому раздирали.
Во Второй мировой войне погибли более 70 миллионов человек. В конце двадцатых, в первой половине тридцатых годов прошлого века эти 70 миллионов человеческих душ были живы, трудились, любили, добивались успехов, терпели неудачи, собирались дожить до глубокой старости. Они не думали, что достаточно скоро будут убиты на войне, о возможности которой в то время уже говорили, писали, называли политические силы , конкретных политиков, в частности, Гитлера, которые способны развязать большую войну, мировую войну. Тогда еще не было Интернета, Телевидения, но были радио, газеты, кино, люди слышали, читали о фактах, свидетельствующих, что подготовка к войне идет, идет, нарастает. Тем не менее, люди, наделенные достаточно развитым воображением, вели себя спокойно, не переживали, не реагировали, не действовали адекватно той страшной угрозе, которая надвигалась на мир, на их жизнь, на жизнь их детей.
Видимо, на следующем историческом этапе героями праздничного нарратива станут сегодняшние "антифашисты", борцы за Победу. То есть - "мой дедушка был участником байкерского пробега на Берлин, ему и его друзьям враги чинили препятствия...", "моя бабушка работала в РИА Новости и была одной из первых, кто повязал георгиевскую ленточку, и все над ней смеялись, а потом...". Байкер Залдостанов - законный наследник Великой Победы, поэтому он и будет выступать перед пионерами через 30 лет.
9 мая мы хотим с дочками и племянниками пойти на марш "Бессмертный полк" - с фотографиями наших дедушек-прадедушек. Не с георгиевскими, а с красными ленточками - в честь Знамени Победы.
Прочитал, что эта акция пройдёт завтра и в Киеве, и в Баку. В общем, во всех трёх республиках, где я прожил часть моей жизни. Сотни тысяч людей москвичей выйдут на улицы с портретами своих родных, сражавшихся за ту Победу. Понимаю, что этот марш вызывает у многих скепсис из-за участия в ней власти. Но для меня эта акция – не в поддержку Путина, она – за память о своих родных. То, что российская власть ведёт милитаристскую политику, не повод забывать о подвиге наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек. Отказываться от их Победы. Герои не умирают. Я хочу, чтобы мои дети и племянники помнили о подвиге их прадедов. Поэтому выйду на этот марш и я...
Соседи на даче с утра празднуют День победы. Повесили на дом себе красное знамя якобы какой-то дивизии (на трассе обычно такие продаются). Надели пилотки и гостям тоже роздали. Привезли игрушечные автоматы Калашникова, фотографировались с ними на крыльце. Потом включили музыку - военные песни и советские. Цыганка-молдаванка, нам нужна одна победа и всякое такое. Даже стихи читали про войну - в микрофон от караоке.
Одинаково не приемлю обе крайности: полное отрицание Дня победы и превращение 9-го мая в новый языческий культ - культ смерти и вечной войны, в которой налетевшие стервятники питаются давно истлевшей плотью.
Примерно через полгода после начала войны моя тетя Софья Михайловна Эпштейн получила похоронку на своего мужа Михаила Михайловича Глазова. Она была в эвакуации с пятилетним сыном, и можно представить, что она испытала, открыв письмо. Привожу текст в оригинальном написании, только расставив точки.
Чтобы разобраться, что случилось с праздником 9 мая, предлагаю провести мысленный эксперимент. Представим себе, что в 2017 году из Средней Азии на Россию нападает ИГИЛ. Та самая, запрещенная в РФ террористическая организация, - редкий случай, когда эта заглушка для Роскомнадзора имеет какой-то смысл. Армия, как водится, оказывается к этому не готова. Полковники из спецслужб пакуют чемоданы в эвакуацию. Владимир Путин уехал на дачу и не появляется на публике десять дней. Из сибирских городов приходят панические слухи. ИГИЛовцы на “Тойотах” с тяжелыми пулеметами рвутся к Уралу, почти не встречая сопротивления у деморализованной Нацвардии и войск Сибирского военного округа. Картинка архетипическая, каждый житель России много раз представлял себе нечто подобное. Для нас, выросших на советской и постсоветской пропаганде, так и начинаются войны. Каждый из нас немного “попаданец” в 1941 год, так что недостающие детали вы легко можете добавить сами.
Я вот всегда была противницей парадов. Бессмертный полк это да. Я помню, как грустила бабушка в День Победы. Вспоминала, как в первые месяцы войны она работала санитаркой в военном госпитале у Лавры. Как привозили совсем мальчишечек, необстрелянных, школьников вчерашних, и почти все они умирали. Как она не спала ночами, - приляжешь, а заснуть не можешь, вдруг опять эшелон придет. Эшелоны набитые тяжело раненными шли и шли. Начало войны затыкали трупами. Классами привозили, как бабушка рассказывала, школами. День Победы это не праздник, строго говоря, а День Памяти Катастрофы. Как в Израиле. День памяти о бездарности руководства совка, проворонившего войну, день памяти о миллионах погибших из-за той самой бездарности. Выиграли мы, завалив немцев трупами. "Убили самых смелых, самых лучших, а тихие и слабые - спаслись". Так чему радоваться? Тому, что самых лучших пересажали перед войной, а миллионы лучших - погибли, и большинство из нынешних россиян, окружающих нас потомки этих самых - худших? ВОВ это огромная, страшная катастрофа. СССР было не готово к войне. Понесли мы невосполнимые потери, а вместо того, чтобы их оплакивать и учиться ненавидеть бессмысленные войны и войнушки, быдло цепляет колорадские ленточки и радостно пырится, как бездарная власть бряцает бездарно сляпанным оружием. В этот день не бракованные танки надо демонстрировать, а объяснять, что задача человечества вообще не допускать кровопролития, и что ум человеку дан для другого.
Мне представляется правильным решение об отмене официального празднования Дня Победы, принятое в 1947 году. Страна должна быть устремлена в будущее, к новым победам, а не консервировать прошлое. Зацикливание на прошлом противоречило футуристической идеологии коммунизма, не утратившей ещё тогда мобилизационную силу. Настоящий парад Победы может быть только один. Он и состоялся 24 июня 1945 года. Всё остальное - симулякры.
Советские военнопленные в 1941 году. Сотни тысяч. Миллионы. Дивизии, корпуса, армии.
Кругом - ширь да степь. Русская-половецкая. Кругом просторы - русские, украинские, белорусские. Родной ветер ласкает тысячи этих лиц, родное небо над тысячами голов. Немцев почти и нет в кадре - лишь пара-тройка фигурок, их можно как-то выделить только по специфической форме нагрудных карманов. Пара-тройка немцев и русский простор кругом. Но некуда бежать. Отчаяние среди этого простора. Оцепенение.