Блогеры спорят о новой карикатуре Шарли Эбдо, жёстко использовавшей образ утонувшего мальчика. Одни обвиняют французских художников в попрании духовных скреп, а другие - видят в рисунке острою социальную критику
Похоже, что перешарлили в Шарли с последней карикатурой на утонувшего мальчика. Перестарались. Хватанули через край.
Обычно Шарли оскорбляли чувства верующих, к чему европейское общество относилось нарочито терпимо. Впрочем, настоящих верующих в Европе осталось совсем немного. Если кто из европейцев еще ходит в церковь, то скорее по привычке, поэтому их уже не особенно трогают распятия в ночных горшках.
Дело в том, что Шарли Эбдо про ничего святого, а не про ничего святого, кроме того, что для нас святое. Это раз.
Я люблю детей, и меня от этой карикатуры просто наизнанку вывернуло, если что. Это два.
Шутки плохи. У человечества в массе его вообще с юмором дела обстоят скверно. С сатирой еще хуже. Если шутка не в лоб, если ирония имеет подтекст, будьте готовы к тому, что большинству будет невесело, а из этого невеселого большинства изрядная часть назовет вас дураками. Ну, а уж если вы изволите шутить по таким вопросам и в такой манере, как это делает Шарли Эбдо – надо быть готовым к чему угодно. Даже к тому, чтобы заплатить жизнью за остроту своего пера и карандаша.
Некоторые отписались с гневом по поводу Шарли Эбдо, до такой степени, что нужна уже искусствоведческая экспертиза. Так вот: это по всем критериям НЕ карикатура "на смерть сирийского ребенка", как звучит заголовок в мароканской газете и в некоторых других, которые используют несколько мутное "о смерти" а не "на" смерть" - именно потому, что это не тот случай, как хотят это представить. Итак: это карикатура НА капиталистов, которые, как показывает ироническая надпись на плакате, несомненно будут использовать трагедию беженцев для бизнеса и соревнования. Я считаю, это очень важное произведение искусства, именно потому что оно вызвало на себя истерическую реакцию прессы исламских стран: дети - ИХ ресурс манипуляции чувствами секулярного общества, они его используют, не избегая даже инсценировок. Именно такой автоматической манипуляцией ребенком они и занимаются в данном случае, атакуя и критикуя Шарли за карикатуру о другом. Шарли просто подставил их и показал КАК они этим занимаются, и что ситуация такая, что их идеологическим противникам об этом писать нельзя вообще, так же как авангардным художникам нельзя рисовать Христа. Удивительно, как люди ведутся на это. Если вы считаете, что гибель ребенка нельзя было описывать даже с гуманистической целью в художественном произведении, то значит вы настаиваете, что есть запретные темы, о которых не могут писать в принципе НЕ ТЕ КТО НУЖНО. Это - в полном смысле позиция Энтео.
Во-первых, чтобы увидеть в этих карикатурах смех над гибелью ребенка - надо быть либо зомбированным (поскольку эта категория нас не интересует, оставим её в стороне), либо как-то совсем зашориться в своем взгляде на этот вопрос. Ну, друзья мои. Ну, здесь лицом в грязь тыкается именно буржуазный образ жизни со своими макдональдсами и скидками, в то время когда совсем рядом, не где-то там в Сирии, а в благополучной Европе уже, тонут бегущие от войны дети. Здесь мордой по столу возят именно этих ничего не желающих знать в своем мирке буржуа и проповедующую всякое добро и любовь на словах, но на деле ничего для этого не делающую, церковь. Увидеть в этом смех над гибелью ребенка - ну надо как-то совсем уж постараться и с лупой разглядывать этот ровно противоположный посыл.
Похоже, мы не до конца понимаем "мессиджа" "Шарли Эбдо" с утонувшим мальчиком.
Нам кажется, что наглухо отмороженные твари просто глумятся, пританцовывая на детском тельце.