Российско-украинский фильм про советского снайпера Людмилу Павличенко собрал противоречивые отклики в блогах. Некоторые увидели в Павличенко совершенно новую для российского кинематографа героиню, другие пишут, что это просто очень плохое во всех смыслах кино.
«Битва за Севастополь» не производит того впечатления, которое производит экскурсия по 35-ой береговой батарее, но производит много других. Во-первых, это большой шаг в сторону и от новой русской, и от американской традиций кино про войну. Здесь так много развития характеров и человечности, что главной интонацией фильма, несмотря на всю его блокбастерность, очень быстро становится гуманизм. Слова из трейлера «Война – это такая жизнь» превращаются из слогана в жанр всей картины. Во-вторых, выясняется, что ритм кино-аттракциона вполне может уживаться с драматической глубиной – теперь и в России. Весь фильм напоминает русский «Перл-Харбор», но когда приходит время грандиозной битвы на полчаса, вместо нее нам показывают, как два героя прощаются навсегда. И это гораздо более мощная кульминация, чем любая батальная сцена. В-третьих, «Битва за Севастополь» лучше, чем тот же «Сталинград», говорит на современном киноязыке. Неизбежные клише биографического фильма (юность, поездка в США, учебка) у нее получаются или иронично, или по-американски глянцево. Или, в крайнем случае, проговариваются скороговоркой, чтобы фильм не провис. Из спецэффектов авторы выбирают самые подходящие – никаких кружащихся камер и замедленных съемок, которыми грешат наши блокбастеры. В саундтрек органично вписываются современные российские и украинские поп-хиты, а страшная и смешная сцена охоты на немцев под американский шлягер Miss Pavlichenko – это вообще что-то из области «Бесславных ублюдков». В-четвертых, здесь есть Пересильд, Цыганов и два невероятных актера, о которых мы прежде почти не знали - Джоан Блэкхем и Олег Васильков. И главное – такой фильм будут смотреть за рубежом. В Китае – почти без вариантов, картина уже едет на V Пекинский МКФ. А в ограниченном западном прокате может сработать фактор «последнего российско-украинского фильма».
Посмотрели на выходных "Битву за Севастополь". "Кукушка" в исполнении Гагариной до сих пор не отпускает. За что отдельное спасибо создателям фильма. И сам фильм не отпускает. Он действительно очень нежно и, вместе с тем, серьезно и... каким-то своим уважением к зрителю, что ли, выделяется на фоне большинства наших культмассовых военных фильмов (некоторых совершенно конкретных режиссеров). Там лица героев хоть похожи на лица тех времен, и всего в нем в меру (и войны, и романтики, и драмы, и современной гламурности - совсем без нее сейчас уже почему-то никак нельзя, впрочем она настолько ненавязчива, что отнюдь не мешает смотреть кино). И актеры играют как будто с большим уважением к тому, кого и что они играют. Про название не скажу ничего - оно правда того не стоит и, как пишут во многих отзывах, надо просто не обращать на него внимание. На мой взгляд, фильм-то получился очень и очень женский. И женский он в том, насколько пронзительно демонстрирует наш архетип советской женственности, её сущность до мозга костей. У нас практически в каждой семейной истории есть такая железобетонная Павличенко, которую папа очень хорошо подготовил к войне и которую "за что хвалить-то?" (ведь "должна была поступить и поступила"). И желанное мамино платье по случаю тут и правда начинает выглядеть уж как-то совсем нелепо, и это при том, что война пока еще не началась. А в мужской эстетике, где надо выживать, она в своей тарелке. А потом её внучки и правнучки с начала нулевых и по сей день приходят на терапию и ищут в своем роду кого-то, кто все-таки умела флиртовать и в мирное время любила платья, а не винтовки, и на пляж бы приходила в купальнике, а не с томом истории, и папа-мама которой не осудили бы сейчас за то, что она просто учится быть счастливой, кокетливой и тоже хочет всякие женские прибамбасы, финтифлюшки, обниматься с несколькими мужчинами подряд на танго (Боже мой!) и "Секс в большом городе" Смайлик «smile». Однажды моя лучшая подруга сказала, что она уже достаточно повзрослела для того, чтобы быть не только умной, но еще и красивой. Так вот, для меня этот фильм стал данью уважения, сострадания и принятия к образу тех в моем роду, в моей истории, в моей культуре, кто учил меня быть умной, сдержанной и кокетливо не визжать при мальчиках, если что, ибо некультурно. А всему остальному мы уже научимся сами. И обязательно научимся хорошо, благо возможностей нынче много. В общем, очень правдивое и психологически, и художественно кино.
"Битва за Севастополь". С первых кадров столько сложных чувств, которые весь фильм копились, а когда вдруг запел Вакарчук, прорвались - я уже рыдала до конца. Не потому что я стала как-то особенно сентиментальна, не потому что это история про любовь и жизнь во время войны, а потому что... ну вы сами все знаете. Прямо сейчас идет война между двумя самыми близкими народами, которые в числе прочего вместе защищали Севастополь. Теперь это - оккупированная территория, наши солдаты и украинские солдаты убивают друг друга. Я смотрела и вспоминала всех своих дорогих украинских друзей, все свои поездки туда. Там все такое родное.
Сходил я на фильм "Битва за Севастополь". Зарекался, не ходить на российские фильмы без специального многократного приглашения друзей, которым я доверяю и которые то кино до меня смотрели. Но дал слабину - там в ролике песня Вакарчука. Фильм подают как российско-украинский проект, что в наше подлое время почти как подвиг. Тут еще кинокритики российские написали, что кино им понравилось. Я давно не верю кинокритикам, российским - тем более, потому что они все или почти все на прикорме и правды про российские фильмы почти не пишут. Но хотел я обмануться и дал себя обмануть. Короче, попался я на развод.
Фильм "Битва за Севастополь" (реж. С. Мокрицкий) рекомендую смотреть всем. По крайней мере, всем женщинам.
Наконец-то на экранах начинают появляться такие женские образы. Думала, не доживу.
Выделил два часа, посмотрел.
Хороший фильм. Смотреть можно. Хороша актерская игра. Диалоги хороши. Картинка... Почти хороша. Блин, расскажите кто-нибудь режиссерам, что чаек дешевле снять, а не рисовать. В батальных сценах слишком много мультиков.