Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938, Москва, СССР — 25 июля 1980, Москва, СССР) — выдающийся советский поэт, бард, актёр, автор нескольких прозаических произведений, заслуженный артист РСФСР (1986, посмертно) и лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно). Высоцкий сыграл около тридцати ролей в фильмах (в том числе «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Короткие встречи», «Хозяин тайги», «Вертикаль»). Участник постоянной труппы театра Драмы и комедии на Таганке. Высоцкий особенно прославился исполнением собственных песен под акустическую гитару.
Нарочно не стал постить с утра 25 июля стихотворение в свой блог.
Слишком много было суеты. Не хотелось слиться с хором славословцев! Люблю петь один.
30 лет назад, когда меня не было и на свете, этот свет покинул величайший поэт и композитор.
Вчера наше ТВ отмечало тридцатую годовщину со дня смерти Владимира Высоцкого. Возможно, я пристрастна и неправа, но - коробило. Единственное, что спасло - "Монолог" по "Культуре". Вот так, без комментариев, не мешая, не суетясь, просто - память. А все остальное - мелко, местами грязно, местами гнусно. "Я не люблю холодного цинизма, в восторженность не верю и еще - когда чужой мои читает письма, заглядывая мне через плечо." Ну, есть же простая человеческая норма - не читать чужих писем, не подглядывать в замочную скважину, не рыться в чужом белье. Хотя любителей всегда хватает, увы!
Как-то совсем незаметно прошла эта дата. А 25 июля — ровно 30 лет с того дня, как умер Высоцкий. Если бы он сейчас был с нами, то кричал бы во все горло. И нам от этого наверняка было бы легче… А еще он наверняка бы пил, потому что иначе не мог, потому что так разжигал свой внутренний творческий огонь, в пламени которого и сгорел. Может, иначе и быть не могло?
Трудно представить себе Высоцкого старым. Трудно представить его в наше время. Он написал то, что думал, и сделал, что написал.
"Кто кончил жизнь трагически,
Тот истинный поэт,
Получается как с Высоцким: чел уже 30 лет как умер, та страна уже 20 лет как умерла, а до сих пор его на руках носят. Есть конечно люди, которые и сейчас с Битлами или там Ленноном носятся, но это старпёры-фрики. Целый день по ТВ показывать, как гениальный наркоман-алкоголик-"Гамлет" руками "за правду" машет... на мой взгляд потому, что никого с тех пор и не появилось.
Ходила слушать Высоцкого. На фестиваль на Театральной, здесь каждый год проводят.
Высоцкий с Сибирью связан тесно - снимался здесь в кино "Хозяин тайги", поэтому фестиваль здесь, в краю альпинистов, имеет какую-то особенную легальность.
Мое отношение к Владимиру Семеновичу Высоцкому - особое.
Лет в 11 у меня появился свой первый кассетник. Электроника 312. Подарили мне его на ДР. И в придачу к кассетнику, прилагалось три кассеты, на которые мой троюродный брат записал модные тогда шансоновские вещи. Был там Розенбаум, Шафутинский, Гулько, Вилли Токарев и конечно же Высоцкий. Песни эти настолько отличались от того, что пели в школе, показывали по телевизору и крутили по радио, что для меня это было и открытие и переворот сознания одновременно.
Оказывается, давеча был день памяти Владимира Высоцкого.
Многие электрические СМИ и авторы блогов выложили пару-тройку его песен, а некоторые даже написали хорошие статьи.
Давеча исполнилось тридцать лет, как СССР, да и весь мир живёт без Владимира Высоцкого... для начала приведу слова, сказанные Дмитрием Быковым:
В семидесятые-восьмидесятые СССР был, возможно, тухлейшим местом, но, право же, там было на кого посмотреть и перед кем преклониться; Высоцкий играл в формировании нескольких поколений значительнейшую роль - они формировались в его присутствии. И потому, когда при этих людях бьют женщину, они не отводят глаз и не семенят мимо; когда им лезут в душу - "тем более, когда в нее плюют" - они реагируют адекватно, то есть резко. А когда они "болеют или пьют" - они по крайней мере себя не любят. Вообще не слишком себя любят. Потому что у них перед глазами есть образец.
Тоталитарно-политического давления - cамого по себе - конечно же не достаточно для формирования великого поэта.
Хотя и конечно необходимое это условие. Понятно наверное и почему так.
25.07.2010, Россия | Сегодня на Ваганьковском всё было, как всегда в этот день — заваленная цветами могила и десятки, сотни людей, пришедших вспомнить человека и поэта. Всё хорошо, кроме этих самодеятельных певцов с гитарами, которые, перекрикивая друг друга, одинаково хриплыми голосами поют песни Владимира Семеновича — каждый в своем круге из зрителей.
Похороны Высоцкого - первая массовая акция протеста. И ведь посмотрите, не было никакой рекламы в СМИ, Москва была закрыта на Олимпиаду и все равно народу было столько, сколько не собирали ни одни похороны генсеков. Люди пришли не по разнарядке, а по потребности. Так не ходили хоронить ни одного политика той эпохи. Похороны бунтаря - уже сам по себе бунт. И, наверное, бунт не политический, а душевный, эстетический, если хотите.
Редко соглашаюсь с Новодворской, но ее суждение, что после Пушкина идет Высоцкий - разделяю полностью. Поймите меня правильно, есть множество достойных, но Высоцкий... короче, если человек этого не понимает, то ему и не объяснишь.
Он ушел 30 лет назад.
Дерзкий, талантливый, любимый миллионами.
Я выросла на его песнях. Дома даже пылится несколько пластинок.
Хорошо что он был - плохо что ушел так рано...
В отрочестве я любил Высоцкого.
- Он же алкаш!- говорила моя мама.
-Зато какой поэт! - отвечал я.
И вот однажды я прочитал ей стихотворение о земле- "Кто сказал, все сгорело дотла".
Самое интересное, что Высоцкий востребован в "ящике". Пошлейшее российское ТВ на всех каналах ставит в прайм-тайм передачи и фильмы, приуроченные к 30-летию его смерти. Высоцкий это "формат", народ именно таких артистов любит. Пил, кололся, скандалил, в репу давал запросто, бабы его обожали. Хрипатый как Джигурда. Ну и кроме того Владимир Семёнович Высоцкий один из лучших российских поэтов второй половины ХХ века, а версификатор может быть самый лучший. Без этого "кроме" он давно бы забылся, но и просто выдающегося поэта, умершего от передоза в 1980-м году, не обсуждала бы сейчас вся прогрессивная общественность. Тут надо, чтоб два в одном.
Многие из моего поколения в отношении В.С.Высоцкого не раз и не два меняли свои взгляды, оценивая его судьбу и творчество.
Мой отец общался с ним, он приезжал к нам на прииски к другу своему В.И. Туманову. Отец бывал и на спектаклях Таганки, смотрел "Гамлета" и "Ричарда Третьего" с участием В.С.. Относился к хриплоголосому менестрелю настороженно, потому что считал, что старатели используют его для своих противозаконных контрабандных целей. Кто знает!
И пусть по радио твердят, что умер Джо Дассен,
И пусть молчат, что умер наш Высоцкий --
Что нам Дассен, о чем он пел - не знаем мы совсем,
Высоцкий пел о жизни нашей скотской.
Не помню (и очень жаль, что не помню) где вычитал такую верную мысль: интеллигенция любила Высоцкого и собирала его записи - но это был не тот Высоцкий. Всех "Коней привередливых", все "философское" и "высокопоэтическое" и даже все песни "про как мы били фрица" у него можно скопом отдать за одну "Тот кто раньше с нею был". Потому что в этой - вроде как "ранней" и "блатной" песне - правда. Душа. И всякие такие вещи. А в этом всем красивом - лютая интеллигентщина и ничего кроме.
В России проходят Дни памяти Владимира Высоцкого. Всенародно любимый поэт, актер и композитор ушел из жизни ровно 30 лет назад - 25 июля 1980 года. По традиции, десятки тысяч почитателей его таланта будут весь день нести цветы к надгробию на Ваганьковском кладбище.
(c) Д.Быков
Все было при нем можно - и воровать, и врать; нельзя было только все это себе прощать и думать, что так и надо. И сам он себе не прощал, и эта нота в его песнях - едва ли не пронзительнейшая; не совестью нации себя считал, а таким же больным и заблудшим, как другие. Я далек от мысли, что присутствие Высоцкого в нашей жизни упасло бы Россию от чеченской войны, от Беслана, "Наших" или ОМОНа на Триумфальной площади. Но оно могло упасти ее от чего-то бесконечно большего и опаснейшего, от того, чем все названные вещи и порождаются: от нравственной небрезгливости и от безразличия к собственной душе.
Тридцать лет назад в эти дни мы всем семейством отдыхали на Азовском море в Геническе.
Снимали пару комнат у хозяев, те сдавали ещё многим, и во дворе по вечерам всегда было людно.
Жили там ещё две "тётеньки" из Москвы- хотя сейчас думаю-какие тётеньки-студентки лет двадцати с небольшим.Они запросто по вечерам вытаскивали приёмник ВЭФ и слушали "Голос Америки", ничего не стесняясь.У моего папы же был "Нэшнл-Панасоник", но он слушал его втихаря , через наушник.