Довольно условная Грузия эпохи советского тоталитаризма. Молодой кинорежиссёр Нико испытывает прессинг со стороны своего руководства, препятствующего свободе самовыражения и осуществляющего идеологическую цензуру. Нико совершенно сказочным образом удается уехать за «железный занавес» — из советского прошлого он вдруг попадает в современную Францию.
"Шантрапа" — атмосферная картина. Перекинула в детство, когда мир кажется клубничным чупа-чупсом, неизученным глобусом, запущенным в чужое окно снежком.
Фильм с нотками тонкой иронии и смеха, но с мотивом грусти. Житейский, с политическим подтекстом. Простой, глубокий. Честный. Поэтичный.
Вчера ходили смотреть новый фильм Иоселиани. К моей радости, маленький зал был отнюдь не пуст. И никто не ушел из зала (теперь это не редкость) до последнего кадра титров.
...я сейчас с десятой попытки напишу, что я думаю, простыми словами без выкрутасов, потому что иначе не выйдет. Иоселиани - великий мастер, но и великие стареют. Умер его оператор, Уильям Любчинский, который видел ускользающую красоту так, как мало кто другой. И, конечно же, Шантрапа sooo Ioseliani, но в нем больше горечи и ностальгии, и меньше того рода цельности и иронии, которые (в сочетании с горечью и ностальгией) выводили Мастера на совершенно недостижимый, космический уровень. Мудрость осталась, остался неповторимый и узнаваемый с первых кадров почерк, ни с чем и ни с кем не спутаешь. Но мне, лично мне - не хватает взлета, который был в Охоте на бабочек и особенно в Истине в вине: когда мастер становится больше самого себя, незаметно и как-бы даже случайно, удивляясь самому себе, выходит за грань собственного Я куда-то в недостижимую, всечеловеческую мудрость. В вечность. Создает больше, чем понимает сам.
Предлагаю вам задачку: найдите одну фотографию, где не изображен давно знаменитый кинорежиссер Отар Иоселиани, новый фильм которого «Шантрапа» со вчерашнего дня идет в московских кинотеатрах.
Утром пошел в «Художественный» на «Шантрапу» - крайний фильм Иоселиани.
Шел по бульварам и друг увидел несуразную рекламу: «Ремонт швейцарских часов» - это разве не нонсенс?
Это очень-очень грустный фильм. Фильм о невозможности чистого творчества, фильм о том, что в мире не хватает на всех места для выражения себя, и потому из этого мира лучше уйти, тем более, что все равно уходить...
Его фильмов я раньше не видела, но они мне заранее не нравились - то, что я читала про Иоселиани, говорило не в его пользу. Тем более, мне не хотелось смотреть фильм "Шантрапа", про который я прочитала в Википедии, что он псевдоавтобиографический. И мне казалось, что уж если смотреть киноклассиков, то надо в первую очередь смотреть те фильмы, которые и сделали их классиками, а "Шантрапа" вышла в 2010 году. Я ждала очередной душещипательной истории про то, как косные советские бюрократы и не менее косные европейские продюсеры не дают развернуться гордому грузинскому гению, картинки в стиле Нико Пиросмани и всяких грузинских штучек - в-общем, артхаусного выпендрёжа, о котором потом можно будет с умным видом разговаривать, и не более. Я вела себя крайне непочтительно: опоздала в кино на 40 (сорок!) минут, не выключила звонок телефона, на который мне, конечно же, посреди сеанса позвонили, и мне пришлось выбегать из зала.
После дележа впечатлениями о "Шантрапе" в "Снобе", прочитав, в частности, заметку В. Бабицкой, не могу удержатся и не прокомментировать.
Вот здесь напечатано это обсуждение целиком - к сожалению, не напрямую участвую.
В его записках все-таки неподражаемый шарм.
"Предлагаю вам задачку: найдите одну фотографию, где не изображен давно знаменитый кинорежиссер Отар Иоселиани, новый фильм которого «Шантрапа» со вчерашнего дня идет в московских кинотеатрах".
Посмотрели вчера фильм Отара Иоселиани Шантрапа (2010 Франция-Грузия) в рамках кинофестваля Копенгаген Пикс:
http://www.cphpix.dk/p/film.lasso?ser=1181&s=2011003&e=1
Быстрый ветер не дует все утро, сильный дождь не идет целую ночь. Это я о великом режиссере Иоселиани.
Еще на прошлом фильме зародилось подозрение, что король болен. И вот - да здравствует король! Весь фильм не покидает ощущение пародии - плохой, бессмысленной и никчемной. Опять пьют много алкоголя, но уже и это - как-то бессмысленно. Временами даже похоже на националистический бред - хорошие грузины пьют хорошее вино, плохие русско-украинцы пьют невкусную водку. Мелко как-то и примитивно. Почти в каждом кадре вместо ожидаемого у Иоселиани объемного образа какие-то плоские однозначности. Даже selection officielle festival de cannees. Приходишь в духовный АйМакс, протираешь поляризующие все чувства восприятия очки, жаждешь 3, а то и 7D - а тебе вдруг подсовывают гораздо менее ценный мех.
"Шантрапа" больше похожа на ранние фильмы Иоселиани: "Пастораль", "Жил певчий дрозд", "Фавориты луны" и даже "Листопад" - тут режиссер совершенно обыденно без какой-либо примеси театральности ведет неспешное жизнеописание простых людей.. ты входишь в кадр и становишься молчаливым участником грузинских застолий, пений, ссор и танцев.. ты сливаешься с вневременными пейзажами и интерьерами, потому что и сейчас, если вы зайдете в дом в Тбилиси - там будет такая мебель, такие люди, будут слышны такие же разговоры, пылкая брань за стеной..
Режиссер Николас вынужден покинуть родную страну из-за цензуры партийных чиновников. Оказавшись в Париже, он с удивлением узнает, что местные продюсеры ничуть не лучше: искусство их волнует далеко не в первую очередь. Несмотря на то что стиль Иоселиани давно устоялся и радикальным изменениям не подвергается, «Шантрапа» отличается от предыдущих картин его французского периода.