Какое же счастье этот фильм Don't look up! Годами я жил с ощущением, что один так думаю про социальные сети, маркетинг, стивов джобсов, марков цукербергов и илонов масков. Ан нет, есть еще люди. Умнее меня и талантливее. И лучше меня могут выразить то, что я пытался в книжке "Девочка, которая выжила". Возможно, все эти люди беспросветные бумеры, но существование их на земле -- согревает
Жители планеты Земля (с) Если подумать, у нас было абсолютно все… Однако многие осознают это лишь за минуту до конца света. Новый фильм Нетфликса «Не смотрите наверх» не самый частый для американского кинематографа пример безальтернативного не хэппи-энда.
В обстановке саркастической социальной комедии, с неподражаемыми Леонардо Ди Капри, Мэрил Стрип, Дженнифер Лоуренс и другими хорошими американскими актёрами, вы можете с толком потратить 2 часа на просмотр истории глупого конца человечества. Под руководством президента из стриптизерш, двинутого на голову миллиардера-инноватора, продажной прессы, рабства инновационных KPI и толпы населения, которому лень подумать своей головой. Фильм медленно, смакуя детали, неторопливо рассказывает об этом.
Мораль фильма понятна, если рассматривать эту мораль совсем глобально и абстрактно. Однако, никакой практической пользы для текущих дел, извлечь по-видимому не удастся. Возможно, даже наоборот…. Ведь наибольшую угрозу для человечества сейчас представляет, как вы знаете, глобальное потепление климата и безудержно плодящиеся штаммы. При этом потепление уже вроде не потепление, а неизвестно что, возможно и похолодание. Ведь это же очевидно, что потепление вызывает похолодание (с). Поэтому, устав спорить с доказательствами своей неправоты, драйверы процесса спасения планеты назвали все это «изменением» климата. А с этим не поспоришь. Что-то где-то постоянно меняется. А угрожающие штаммы бессимптомных болезней и прочий набор страшных глобальных угроз? При желании, этот фильм можно трактовать, как «нельзя ждать, надо действовать». Типа, зачем ждать когда все действительно вымрут от вирусов? Лучше сразу самовыпилиться безопасным образом.
В текущих условиях, скажем мягко, падения влияния разума на ход истории, боюсь такие вводные только ускорят интеллектуальное обнищание населения планеты, ну и естественно сделают неизбежным и скорым наступление действительно серьезных проблем. Многим хотелось бы узнать, что творится в голове у тех, кто массово внедряет «зелёные» ветряки, которые ломаются ещё до того, как окупят энергозатраты на их создание, например. Других интересует вопрос, им теперь каждую неделю вещества принимать, чтобы быть «защищённым» или достаточно раз в месяц. Учитывая невероятные вершины ума, продемонстрированные за последние 2 года, любую благую мысль можно обратить в ее полную противоположность.
Но при желании, в фильме можно найти и прямо противоположные — позитивные тезисы. В фильме доступно продемонстрированы особенности публичной политики и масс-медиа, которые привели к торжеству тупости на планете. Когда голоса ученых, апеллирующих к неоспоримым и важным фактам, стали лишь поводом для мемов и увольнению с работы. Когда с одной стороны наука стала служанкой публичного вульгарного запроса и жажды наживы, а с другой и мораль и вера перестали быть ориентиром и маяком, затерявшись в петабайтах идиотского контента масс-медиа, бесконечно далекого от науки, морали, здравого смысла, логики и ответственности. Так вот под фанфары торжествующей тупости человечество и ушло в историю. А те, кто их туда завёл, улетели на космолёте. Чтобы там стать обедом для местной фауны.
Впрочем, стоит отбросить практические интерпретации и просто зафиксировать факт — «Не смотрите наверх» стал манифестом, который прозрачно намекает о явных проблемах современного общества, которые грозят катастрофическим концом для всех нас. А уж что это будет (комета, инновационные гении с придурью, потепление/похолодание или попытка это все предотвратить, инфекции или оголтелая борьба с ними и т.д.) покажет время.
Dont look up - Не смотри наверх. Это лучший фильм 2021 года, я вам точно говорю! Посмотрел вчера - абсолютный восторг! Абсолютный!
Когда вы будете читать про сюжет, вы увидите, что вот, дескать, ученые открыли комету, которая летит на Землю и скоро всех нас убьет. Банальщина, скажете вы. Но это фильм не про комету и не про Землю. Это фильм про то, как мы (человечество) живем. Точнее "живем". Про то, насколько деградировало всё вокруг, что даже перед лицом смертельной угрозы люди не могут предпринять ровным счетом ничего. Про то, какой дурдом получился на выходе за последнее время. Про то, как работают новые технологии и для чего в действительности они предназначены. Про мир, который абсолютно не жалко потерять и про простых людей, которых абсолютно жалко, которые ошибаются, но на самом деле хорошие, настоящие, теплые и душевные. И живые. Фильм про то, что по настоящему ценно и важно, даже если это длится совсем недолго.
Дурдом, в который попала наша цивилизация и люди в частности, становится очевидным в сцене после финальных титров. Не выключайте фильм с их началом - там вишенка на торте. Абсолютно рекомендую к просмотру - 10 из 10!
Don't look up. Жили когда-то на земле Homo ergaster (работающий), erectus (прямоходящий), sapiens (думающий)... Сейчас с ними работают палеоархеологи и палеогенетики. Доминирующий ныне вид было принято называть Homo Sapiens Sapiens. Человек мудрый, мудрейший. Увы, это определение устарело. Нужно новое. Этот вид тоже вымирает, как минимум, в странах золотого миллиарда.
Отдельные особи Homo Sapiens Sapiens, выжившие в окружении представителей ещё не получившего названия нового вида, пока что могут снимать мощную сатиру. Могут показывать степень деградации окружающего большинства. Им ещё не запретили, но к этому идёт.
О чем фильм? Выборы в США превратились в цирк? Ну да. Крупные корпорации финансируют этот цирк? Конечно. Заказывают при этом музыку? А как же. Медиа работают только на кликбейт, и ни одна серьёзная тема не может пробиться через толщу информационного мусора? Точно так. Медиа работают на корпорации? На кого же ещё. Корпорации прикрывают банальную алчность разговорами о высоком? Именно. Их лидеры пытаются быть похожими на пророков? У них получается. А массы жуют свою информационную жвачку? С удовольствием.
Увы, но Don't look up - это не фильм. Это высказывание, это болезненный крик вымирающего вида гоминид, окружённых другим, более успешным видом. Когда-то так могли кричать неандертальцы или денисовцы, а на них окружающий смотрели и говорили: "Смотри, это носитель старой этики, ему скоро вымирать".
Новый вид...А новый вид подзабыл, в каком мире он живёт. Что тут есть смертельные бактерии и вирусы, что тут вообще-то есть голод, от которого ещё полвека назад в Европе умирали. Что где-то есть учёные, вооружённые научным знанием умные парни, мнение которых важнее драгоценного мнения вооружённой интернетом мамаши, выбирающей, прививать ли свое чадо.
Каждому виду периодически приходится доказывать, почему доминирует именно он. Занятый самолюбованием современный западный человек в этой борьбе проиграет. Не так-то долго ему осталось доминировать. Скоро на его тучные пастбища придут ребята попроще, которые помнят, что такое - выживание. Что верблюжье молоко нужно пить не потому, что оно эко-био-карбонфри, а потому, что в нем калорий много. Что много детей - биологический шанс твоего вида на выигрыш в эволюционной гонке.
И мы это уже видели при переходе от античности к Тёмным векам. Случится и ещё раз.
Собственно, если хотите двухчасовое высказывание на эту тему - включайте Don't look up. Если хотите кино-кино, то "Рука бога" уже снята Соррентино.
И то, и другое - отлично.
Если вы ещё не смотрели “Don’t look up” с Ди Каприо и Мерил Стрип, то посмотрите обязательно. Это самая крутая сатирическая комедия со времён «Плутовства» и самое точное изображение текущего момента из всех, что я видела.
Ещё одно «если»: если помните, на рубеже 90-х и 2000-х были сняты подряд два блокбастера об астероидах, которые угрожали уничтожить Землю. В одном из них играл Фродо Бэггинс, а в другом – Брюс Уиллис. Персонаж последнего даже героически погиб при сопротивлении астероиду, его оплакивали всем земным шаром минут, наверное, пятнадцать экранного времени. Но дело даже не в этом, а в общем пафосе. В обеих картинах человечество, узнав об угрозе, мгновенно мобилизовывалось, объединялось и вставало плечом к плечу, правительства ведущих стран демонстрировали мудрость и самоотверженность, народные массы выдвигали героев-спасителей, и вообще у каждого действующего лица появлялась возможность продемонстрировать свои лучшие качества, и ни один участник массовки её не упускал. Всеобщее единодушие, сплочённость, непобедимая сила духа, мысли и воли не оставляли астероидам никаких шансов на успех.
“Don’t look up”, основанный, по-видимому, на опыте переживания другой глобальной угрозы – пандемии, говорит ровно противоположное (спойлер): появись сейчас какая-то серьёзная опасность, апокалипсис будет неизбежен.
Дальше опять будут спойлеры. Двое астрономов – Ди Каприо и Дженифер Лоуренс («Голодные игры») - обнаруживают в космосе огромную комету, которая несётся прямо к Земле. Их данные перепроверяют и подтверждают другие учёные, после чего главные герои начинают предпринимать попытки донести информацию до правительства и общественности. Ожидая, разумеется, что известные им факты всех как минимум заинтересуют. Но не тут-то было. Оказывается, что расставленные обществом приоритеты, а также усвоенные всеми способы потребления информации и выстраивания картины мира полностью блокируют процесс осмысления жизненно важных сведений.
Двоим главным героям удаётся попасть в Белый дом на приём к мадам президенту, которую блистательно играет Мерил Стрип (на стене её кабинета висит выразительная фотография со Стивеном Сигалом, так что она не только американский президент)). Учёные сначала долго бьются, чтобы она и «члены её команды» их поняли и вынесли из сообщения суть (параллельно решается вопрос о назначении верховного судьи, который кажется всем значительно более важным). Но когда существо дела наконец доходит до собравшихся, президент и её помощники задумываются над тем, как использовать историю с астероидом для наращивания рейтинга. А до того момента, пока они это придумают, информацию решают просто засекретить.
Тогда астрономы обращаются к журналистам и получают приглашение в утреннее шоу «Нарезка», где неприятные новости преподносят в лёгкой и неутомительной форме. Кроме них, в программе участвует знаменитая певица, которая рассказывает о расставании со своим бойфрендом. Во время выступления певицы рейтинг программы взлетает вверх, а когда слово переходит в учёным – резко падает вниз.
Дальше абсурд нарастает как гигантский снежный ком. Сначала комета просто не укладывается в головах, а потом умами овладевают идеи о том, что комету построили еврейские банкиры, что комету выдумали, чтобы всех запугать и т. п. Всё очень узнаваемо. Доходит до того, что космические корабли, которые в конце концов всё-таки снарядили для уничтожения кометы, возвращаются обратно на Землю: корпорации, в которой безошибочно угадывается «Apple», становится известно, что комета состоит из дорогих и редких минералов, необходимых для производства гаджетов, поэтому её решают сохранить и каким-то образом приземлить. Публике предлагается слоган «Комета – это рабочие места»…
Герой Ди Каприо с ужасом осознаёт, что каждый персонаж, начиная с президента, а также главы той самой корпорации (собирательный образ списка Форбс, в основном Стив Джобс и Тим Кук), и заканчивая рядовыми гражданами, живут в своих выдуманных мирах, которые абсолютно невозможно соотнести или хотя бы каким-то краем состыковать с реальностью. А реальность в виде кометы летит им прямо в лоб.
Я далеко не всё рассказала, там ещё очень много здорово придуманных сюжетных ходов. Но смотреть фильм стоит не только ради них и выстраданной общей идеи (мир погубит глупость), но и ради великолепных актёрских работ. Мерил Стрип абсолютно беспощадна к своей неадекватной коррумпированной президентше. Очень хорош и выразителен руководитель её администрации. «По-моему, они полностью проср-ли свои мозги» - говорит о них замученный астроном. Кейт Бланшетт великолепна в роли знаменитой телеведущей, склонной к алкоголизму развратной интриганки. Тимоти Шаламе отлично играет лидера маргинальных подростков. О Ди Каприо и Лоуренс и не говорю.
Посмотрите, вы не пожалеете потраченного времени.
Идеально мизантропическим фильмом оказался этот Don't Look Up. Отличная "лобовая" политическая сатира с налетом, назовем это так, поп-философии. По-моему, многие недовольные, называющие фильм "левой агиткой" и чем-то в этом духе, попали в "молоко": это не о левых и правых, не о кретинах-президентах и роботоподобных миллиардерах with a vision, не о смятенных экспертах, которых пережевывают и выплевывают СМИ, - это о нынешнем состоянии человеческих мозгов. А оно уловлено и спародировано очень точно. И самое, на мой извращенный взгляд, приятное: фильм сделан с огромной усталостью от вот-этого-всего и злостью на вот-это-всё. Нечасто бывает, когда посреди далеко еще не закончившейся эпохи, без какой-либо временнóй дистанции, кому-то удается написать или снять точный портрет этой эпохи. Ну, или шарж - но ведь это тоже род портрета.
Сейчас будет небольшое выступление диванного кинокритика. С другой стороны, для нас кино и снимают, так что имею право.
Don’t Look Up мне надо пересмотреть, потому что часть я смотрел уставшим и не очень трезвым. Но по ощущениям это очень современное голливудское кино. Не из-за сюжета (с этим все понятно). Не знаю, намеренно ли это сделано, но оно очень такое картонное, причём не только на уровне сценария и диалогов, но и на уровне картинки, игры актёров и нарратива. И учитывая, что в нем играют некоторые очень хорошие актеры, я склоняюсь к тому, что таки намеренно. Просто именно такой картонной стала за эти два года жизнь. Вроде все выглядит как раньше, но ткнёшь пальцем — а оно какое-то ненастоящее и разваливается. Вот и кино такое.
Не знаю опять же, будущий ли это тренд или единичная история. Короче, мне фильм показался очень реалистичным и отражающим своё время по духу. Не могу сказать, что понравился, это какая-то неприменимая к нему категория.
P.S. Рекомендую досмотреть до самых последних титров.