Дептранс давно рассматривает Москву - с самого начала своего существования - как машину для выкачивания денег из населения | |
Прошерстила тему новых 200 маршрутов в Москве - скандальную реформу общественного транспорта, предпринятую Дептрансом.
И могу сказать: это не реформа транспорта, это много белого шума, чтобы прикрыть простую финансовую подкладку - так называемую оптимизацию. То есть - когда денег ты тратишь меньше (процент посчитают специалисты) на меньшее количество врачей... ой, извините, вырвалось ... на меньшее количество маршрутов, которые, к тому, стали раза в два короче, а следовательно, требуют найма меньшего количества водителей и закупки и обслуживания меньшего количества автобусов. Бинго.
Ровно так делалась "оптимизация здравоохранения" и "оптимизация образования". А именно - укрупнение и слияние школ, перераспределение врачей по поликлиникам с закрытием ставок специалистов в большинстве из них. И теперь очереди к специалисту не дождаться - записи нет. Если не хочешь, чтобы сгнили нос или нога, пока добьешься "талончика", бежишь в платную. А уж с приходом ковида некоторые специалисты теперь недоступны как класс. Фактически попасть быстро можно только к дежурному терапевту, в порядке общей очереди. Остальное - за деньги или никогда (то есть месяца через два).
С автобусами ровно то же самое. Вместо четырех удобных маршрутов появляется два неудобных, коротких, не заменяющих утраченное. Автобусы идут не туда, куда надо людям, а туда, куда выгодно их послать, чтобы прикрыть дыру финансовую. Дети не могут доехать до школы и кружков, взрослые не могут доехать до МФЦ и поликлиник.
И все это без предварительного информирования, без дискуссий и обсуждения - а надо ли? Как блицкриг. Внезапность, натиск, атака. Делается прямо в дни, когда Москва начинает замерзать и на остановках дико холодно, когда пальцы не попадают по кнопочкам смартфонов, когда пересадки - это ад не только для пожилых и мало мобильных, но и для молодых и здоровых. Нужно как можно скорее добраться до точки тепла. И это все в разгар КОВИДА, когда подстыть на ледяной остановке и потом потолкаться в переполненном автобусе - путь в больницу или дальше. Вы что, товарищи?!
На претензии людей - а матери прямо пишут о детях, которые запутались в бесчисленных номерах, замерзли и заболели - урбанина отвечает невероятно грубо и даже дерзко, растолковывая москвичам, что они не понимают своего счастья и вообще должны пользоваться школами и кружками по месту прописки. Ну и работать, видимо, в шаговой доступности от дома. Урбанины ссылаются на "удобство жилых массивов". Массивов. Ну ясно, за массивами, которые возводят застройщики, людей-то не увидать.
Тезис урбанин о том, что добираться с пересадками на двух-трех автобусах быстрее, чем на одном, вызывает желание не спорить, а дать говорящему в табло, общественного транспорта, я имею в виду, электронное. Чтобы там замелькали цифры тюремных сроков и компенсаций за моральный и материальный ущерб, нанесенный москвичам.
"Зонирование", по которому пронумерованы автобусы, которое не соответствует привычному районированию, очевидно, свидетельствует о том, что будет введена оплата поездок по зонам. То есть в основе всего опять деньги. Потому что москвичу не надо по номеру автобуса определять в каком он районе: родной город для нас - не территория разворачивания квеста.
Дептранс давно рассматривает Москву - с самого начала своего существования - как машину для выкачивания денег из населения. Просто когда это коснулось автомобилистов это было не очень заметно - точнее, это было прикрыто умелой кампанией возгонки ненависти к автовладельцам. Работали профессионалы - впрочем, не так сложно настроить бедную одинокую пенсионерку против "богатого на мерседесе". Сработало идеально на разделение общества и никто не жалел автовладельцев, которых буквально травили и травят дептрансовские власти. Парковка по 350 рублей за час! У поликлиники! Да легко. Или и вовсе без нее. Теперь же мне ясно почему это было сделано так. Чтобы перевести линию разлома между горожанами и чиновниками в линию разлома между горожанами и горожанами, между пешими и конными.
Затем по тому же принципу внедрили средства индивидуальной мобильности, позволив велосипедистам и самокатчикам буквально сносить с дороги пешеходов. И в данном случае - никаких мер ответственности для нарушителей. Опять принцип переноса границы разлома - она пролегла между самокатчиками и пешеходами. Но опять Дептранс остался вне поля зрения. Даже этим летом, когда новости о покалеченных пешеходах шли потоком.
В итоге самыми беззащитными перед лицом Дептранса остались пешеходы - те самые, которые и пользуются общественным транспортом, горожане без машин и больших зарплат, поколение среднее и старшее, у которых дети, родители, работы на другом конце города, ипотеки и куча обязанностей. И от автобусной реформы они пострадали больше всех - сломалась привычная логистика жизни. А ведь как правило кружок или школу выбирают по принципу - удобно ли добираться. Вы сами это знаете. Мы все так делаем. Туда вели те самые "социальные" маршруты, которые теперь редко ходят, по расписанию, раз в 40 минут, а то и реже, будто мы за городом. Это с дачи мы шли к автобусу , который отходил в 13:20 или в 14:10. Но мы не в деревне. Пешеходы вынуждены набиваться в автобусы маршрутов в час пик и искать решения квеста, который устроили чиновники, да еще условиях цейтнота (чтобы не опоздать на работу или к врачу) да еще и в холод, да еще и с малыми детьми. Пенсионеры и вовсе самые пострадавшие - у них нет смартфонов, они плохо видят, они не пользуются Яндекс-картами. У них нет приложений каршеринга, закачанных карт и личных машин, нет денег на такси. И они совершенно беспомощны перед катком этой "реформы", разломавшей привычную карту жизни.
Ссылаются на европейский, азиатский и австралийский (!) опыт. Скажу честно, не интересуют Берлин, Сингапур и Канберра - я лично не была ни в одном из городов и не планирую. У нас тут Москва и извольте следовать московским традициям, а не ломать их. И неубедительны аргументы урбанистические, взятые у американских консультантов из Маккинзи. Кстати, а почему не нашлось никаких других консультантов для столичного хозяйства в период небывалого охлаждения отношения с США и введения все новых и новых санкций, в момент, когда американские военные самолёты барражируют у наших границ? Это как в 1941 году нанять немцев проконсультировать эвакуацию промышленности из Москвы. Они вам отвезут, ага, заводы на Урал.
Очевидно ведь, что эффект от от "реформы" - сродни огню, поднесенному к бикфордову шнуру на пороховом складе. Вам мало ярости людей по поводу ковидных ограничений, мало активаксерского сопротивления, мало депрессий из-за потери работ и перспектив, мало духоты из-за закрытых границ, мало нервных срывов от удаленок, мало ужаса от ежедневных смертей, вы хотите еще и массовые протесты горожан в столице?
Да, и еще. Транспортные маршруты - такое же наследие города, как и здание и топонимика, некоторые маршруты существуют в Москве с 20-х годов прошлого века и даже ранее. Москвичи ездят по ним второе столетие, номера и направления известны нам с детства - ведь, как правило, в одних и тех же квартирах живут поколениями, или, уезжая в новый район, едут к бабушкам по старым известным маршрутам. Так почему надо ломать через колено жизнь и привычки миллионов людей?
Лицо "реформы" - молодые приезжие урбанисты, которые уже прославились тем, что массово банят москвичей в соцсетях, не умея с нами разговаривать. И все перемены даны от их имени - они стали интерфейсом этого слома жизни. Их голосами поясняют в автобусах, что "поехало по-новому". Молодым, конечно, не понять, что их кинули как пушечное мясо в мясорубку общественного мнения. Но мы-то должны понимать, кто распасовывает в этой ситуации.
Товарищи начальники, остановите провокационную реформу общественного транспорта. Откатите на версию назад. Было же очень неплохо. И мы привыкли. И мы - я лично, ок - стала оставлять машину и частенько кататься на автобусах. А теперь - только авто, до последнего, пока за его наличие не станут лишать избирательных прав. Не хватает 2000 автобусов? Купите. Не хватает водителей? Наймите, повысьте зарплату. Люди пойдут. Дайте им квартиры в новых "массивах" за выслугу лет. Пойдут. 2000 автобусов и повышение зарплат водителей - минимальная цена за спокойствие в городе. Надеюсь, что принимающие решения услышат нас.
|
Ну цирк с конями с этими изменениями маршрутов. | |
Ну цирк с конями с этими изменениями маршрутов. Сажусь на Садовнической на автобус с920. Куда, откуда и как он едет, понятное дело, загадка. Ладно, думаю, куда-то да приедет, к какому-нибудь метро. Сажусь, еду. На каждом перекрёстке автобус притормаживает, и водитель сквозь окошко кричит в салон: куда дальше-то? А какая-то девушка на переднем сидении ему говорит: направо сейчас, на Москворецкий мост. Или, допустим, наоборот: сейчас налево, по стрелке. Я любопытная, пошла смотреть, что это за система такая с девушкой-навигатором. Подхожу, спрашиваю: а вы кто? Она отвечает: пассажир. Спрашиваю: а откуда же вы знаете, куда ехать-то? Она: в яндекс-карте смотрю, там есть маршрут с920-го. А водитель поясняет: я бывший К, я знаю, как по К ехать. А что за с920 - ни один черт не знает. |
применена старая добрая кубоквадратическая система нумерации. | |
Не могу понять, почему все вокруг так возмущаются изменением нумерации автобусов. Четверти часа на изучение вопроса вполне хватило, чтобы понять, что применена старая добрая кубоквадратическая система нумерации.
Уверен, все заметили, что в рамках первой волны перенумерации номер М4 попросту возвели в квадрат (М4 в квадрате равно М16), а из номера 144к извлекли квадратный корень (корень из 144к равно Е12). Любой может проверить это на калькуляторе. А маршрут Е10 получен как корень из 144 минус корень из упомянутого выше числа 4.
Кубоквадратическая система расчетов была задумана еще в советские годы. Правда, в то время, опасаясь подрывной деятельности агентов иностранной разведки, все кубоквадратические номера были зашифрованы и свернуты до их натуральных числовых значений, ставших для нас привычными.
Тогда, возможно, и были основания для скрытности, но в 2021 году причины, чтобы не показывать реальные номера маршрутов, совершенно неочевидны. В частности, какой сегодня смысл на полном серьезе рассказывать, что буквы Е, М и С означают «экспресс», «магистраль» и «социальный», когда, пожалуй, только в яслях нынче не знают, что это просто элементы знаменитой формулы Е=МС^2!?
Именно простота и понятность этой формулы лежат в основе новой системы.
К слову, элементы кубоквадратической системы нашли применение при расчете размера пенсий, где тоже нужна прозрачность. А теперь, наконец, она заработает и на маршрутах общественного транспорта.
Внедрение проверенной и надежной системы позволяет нам без труда понять по новым номерам маршрутов общественного транспорта всю важную информацию: интервалы движения, длину и извилистость маршрута, изменение интенсивности в часы пик, время обеденного перерыва водителей, график уборки в салоне и в депо и так далее.
Не буду здесь нагружать подробностями – каждый сам может их легко загуглить. Приведу лишь таблицу планируемого развертывания номеров на примере маршрутов, пролегающих через наш Обручевский район.
Найдя в таблице привычный для себя маршрут, можно наглядно убедиться, насколько проще станет получить информацию об ожидаемом автобусе, имея на руках лишь таблицы кубов и квадратов. Или рассчитать, когда и какой автобус прибудет на остановочный пункт.
Легко заметить, что все маршруты в таблице поделены на кубические и квадратические, при этом и те, и другие подразделяются на простые и десятичные номера. Всё это призвано повысить простоту и понятность номеров. Ведь куб от квадрата, даже просто визуально, сможет отличить не то, что любой иностранец, но даже любой человек, вообще не знающий ни букв, ни цифр. Один объемный, другой – плоский! Десятичные и простые дроби – тоже пока еще элемент школьной программы.
Таким образом, после обновления номеров нам не нужно будет запоминать десятки невнятных номеров маршрутов, состоящих порой из двух, а то и из трех цифр подряд – достаточно всего-навсего прочитать надпись на табло или в автобусе, учесть степень и количество членов многочлена, знаки перед однородными и неоднородными членами, признак десятичности, и можно спокойно следовать, куда собирался, а кубоквадратическая маршрутная сеть нам в этом поможет!
|
Реновация маршрутов городского транспорта в Москве. Что не так? | |
Сразу оговорюсь, я не могу оценить качество реформы. А волна хейта в соцсетях даже позволяет предположить про «Хорошие сапоги – надо брать».
Но тем не менее.
Даже не стану писать банальности про провал системы информирования и про то, что такую схему было бы логично запускать с 1 января, чтобы дать время закапывающим под снегопад в саду гражданам время с 1-го по 13-е и не создавать эффект черного понедельника (новую схему ввели в субботу, но по достоинству оценили все только в понедельник).
1) Существующие маршруты – часть привычного мира горожанина. Которая кажется ему устоявшейся и в целом вечной – и куда менее подверженной инфляции, чем все остальное вокруг – почти как топонимы. Я бы осторожно предположил, что привычные номера маршрутов имеют свой образ, и даже вызывают эмоцию (есть же песня про 39-й трамвай, да и троллейбус "Б" - вполне себе скрепа). Люди про это редко рефлексируют, не чувствуют, что это для них ценность, но сильно переживают, когда кто-то вламывается в этот их мир. Примерно как с точечной застройкой, внезапно обесценивающий собственный двор, квартал, район. В этой модели много всего надуманного. Даже в случае топонимики мне куда комфортнее модель условного Вашингтона: с севера на юг цифровые названия улиц, с востока на запад их пересикают улицы с названиями A, B, C, D… Ничуть не хуже улицы Кадырова, сквера Каримова или проспекта Андропова. Но я бы не решился вот так запросто, без объявления войны взять и переименовать это все в Москве за одну ночь. В конце концов, комфортно должно быть не только мне.
2) Логичный шаг при проведении подобной реформы – создание спроса. Про это хорошо знают авторы рекламных роликов: сначала напугать кариесом, а уже потом предлагать зубную пасту. Вполне могу допустить, что прежняя схема маршрутов и их нумерации была несовершенна и создавалась в доцифровое время, под иначе организованные пассажирские потоки. Вполне логично было бы сначала эти проблемы обнажить и заострить, а не просто причинять добро без всякой преамбулы и прелюдии. Месяца за 2-3 раздавать анкеты в поликлиниках-МФЦ-собесах – каков был ваш маршрут, удобно ли было вам добираться, разборчиво ли объявлялись остановки.
3) Следующий естественный шаг – вовлечение граждан. Ну или будем реалистами, не игнорирующими реалии 2021-го – хотя бы имитация такого вовлечения. Понятно, что полноценная кампания в интернете с сбором граждан о возможных маршрутах была бы малопродуктивной – хорошо бы никто не написал и все бы оставили как есть. Но можно подумать и про другие формы. Есть замечталеьный сериал – «Международный аэропорт «Дубай». Там показывают, как сотни волонтеров ходят по новому терминалу (каждый с своим заданием) и изучают понятность и адекватность навигационных табличек, путей попадания к той или иной точке. Можно было бы за умеренную плату нанять какое-то количество граждан потестировать схемы, пусть даже виртуально. Никто бы по итогам тестирования ничего менять бы не стал – но хотя бы появилась какая-то стартово информированная и лояльная прослойка пассажиров. Да и на первую неделю после запуска одеть их в какие-нибудь яркие фартуки, поставить на остановках – разъяснять пассажирам изменения, выслушивать их претензии, поддакивать и записывать их.
4) Про систему информирования граждан о нововведениях – найти неочевидные решения. Например, ввести бесплатный проезд на измененных маршрутах – хотя бы первую неделю. Это сделало бы реформу куда резонанснее и тоже создало прослойку тех, кто стал бы искать хорошее.
5) Провести внутренний разбор «чтонетаков» с предыдущими реформами. Серьезных сбоев во время запуска МЦД (сейчас уже все забыли, но тогда тоже пришлось экстренно вводить бесплатный проезд – когда оказалось, что терминалы не готовы). Недавнего фиаско с переименованием железнодорожных платформ. Казалось бы, технократически логичного переименования, но совершенного людьми без сердца и мозгов – как можно было переименовать станцию «Перово» в «Чухлинка» (кажется, в августе тихонько откатили обратно и вернули все, как было).
Резюмируя.
Не пользуясь ежедневно городским транспортом, я все же вижу много вполне здравых изменений – типа номерных выходов из метро, как в Нью-Йорке и Гонконге (не знаю, пользуется ли кто – но очень удобно). Но я понимаю, что значительная часть городских жителей в мировых мегаполисах не бывала (или не выходила из такси и туристических автобусов) – а, значит, особого запроса на причинение добра урбанистами не испытывает. Кажется, даже недокрученную попытку введения номерных въездов с МКАД толком не оценили и потихоньку свернули. Примерно так было с антиковидными мерами: любому зрителю «Евроньюс» было очевидно, что это мировой тренд (пусть и дурацкий), но обыватель видел в этом исключительно блажь самодурство властей.
Ценность привычного уклада жизни обывателей недооценивается иногда даже самими обывателями, однако вывод их из привычной зоны комфорта неизбежно сопровождается вспышками гнева – как при реновации. Масштаб гнева и враждебности может оказаться куда мощнее, чем сама тема – у людей накопилось немало негатива, но есть мало подходящих и легальных поводов (и тем более инструментов), чтобы его выплеснуть. Эту переменную стоит, как минимум, принимать во внимание и закладывать в расчеты.
Понятно, что любые масштабные решения в современной России и Москве возможны только в режиме спецоперации (Крым, украинская война, пенсионная реформа, реновация). Как только спецоперация дает сбой – выясняется, что власть сама особенно в себе не уверена и легко меняет решения на противоположные или реализует несколько взаимоисключающих – как уже было с ковидом, вакцинацией, QR-кодами. Поэтому никто не удивится, если реформированные жители ЦАО и ЮАО останутся с новой нумерацией маршрутов, а все остальные – с привычными старыми. По уже обкатанной ранее схеме «На лавочку в парк нельзя, а в Турцию – можно».
|
Страницы: 1
|
|
Фото
|
|
|
| |