В продолжение/развитие/завершение темы вчерашнего поста.
Меня тут спросили: а где твои фирменные нейтралитет и объективность, которые ты так прячешь под маской иронии, а мы так ценим?
Все просто.
Есть стороны конфликта.
Преступник - водитель.
Жертвы - пострадавшие.
И да, еще один преступник - те, кто сливает в паблик записи с камер наблюдения и протоколы с места ДТП.
Все остальные - не стороны. Как максимум, свидетели. Нейтральность в том, чтобы отделить участников от свидетелей.
В современной России, конечно, свидетель - очень опасный статус. Их подозревают и обыскивают в первую очередь.
Но в альтернативной вселенной свидетели - это просто свидетели. У которых нет обязанностей. Включая непокидание места ДТП.
Иногда у свидетелей возникают возможности. В том числе возможности проявить свои лучшие качества. Или провести хороший PR относительно происшедшего. Но это - возможности, а не обязанности.
А все остальное в сетевых комментариях - от недалекости.
Или от желания занять нишу нравственного камертона - самого глупую и малопродуктивную нишу из всех возможных. Это даже не Соловьев, а Караулов.
Видимо, это хочет слышать аудитория от попавшей в ДТП Ксении Собчак. Да, живая, повезло — потому виновна и аморальна? Стоит напомнить, что Собчак в этом ДТП являлась пассажиром и не может быть ответственна за ошибку, допущенную водителем заказного автомобиля. Это даже не ее личный водитель, не ее друг — это перевозка по заказу, в бытовом смысле — комфортабельное такси. С каких пор пассажиру предъявляются обвинения за ДТП, совершенное водителем?
Да, можно с точки зрения PR сказать, что Собчак могла бы «обыграть» трагическое происшествие более выгодно для себя. Выйти в прямой эфир с места трагедии, заливаться слезами на камеру и сочувствовать в объектив о судьбе погибших в ДТП людей. Раздавать комментарии и сочувствия с самого начала. Да, действительно это смотрелось бы, наверное, выгоднее в нашем перевёрнутом мире. Но нечего, кроме «выгоднее» в этом бы не было. То что, Собчак повела себя, как обычная попавшая в ДТП женщина, и говорит, что она сама была в состоянии близком к шоковому и даже не сообразила, как это все может быть представлено в паблике и какой имиджевый урон она может понести после этого ДТП. Хотя обычно очень четко чувствует конъюнктуру и быстро ориентируется в ситуации…
Некоторые обвиняют Собчак, что якобы она намеренно подгоняла и заставляла водителя ехать по встречке. Извините, но я в это не верю. Хотя бы потому что это была нанятая машина, в ней был водитель, который никак с ней не связан ничем. Такие персоны, как Собчак, как никто другие знают, что запись с видеорегистратора, как она подгоняла бы водителя и принуждала бы ехать по встречке — это очень дорогая запись, грозящая серьезными проблемами. Если так такие люди и делают, то в изменённом состоянии психики (и обычно это немедленно публикуется). В трезвом уме никто так подставляться не будет. Собчак была в нормальном состоянии в момент поездки и никаких дебошей не устраивала.
Далее. Ок, допустим, селебрити может подгонять водителя. Кто-то просто скажет я тороплюсь, вовсе даже не намекая на необходимость нарушения ПДД. Кто-то может и будет давить на водителя, несмотря на явные (вышеописанные) потенциальные проблемы такого поведения. Но. Что бы там не говорил пассажир, ответственность и принятие решения — на водителе. И только на нем. В конце концов: пассажир вообще может быть пьяным, петь песни и подзадоривать водителя. Это нехорошее поведение, но встречающееся. Однако не снимающее ответственности с водителя (как моральной, так и юридической). Решение принимает водитель. Пассажир несёт ответственность только в случае, если приставит пистолет к голове водителя и потребует нарушать ПДД. Тогда водитель, опасаясь за свою жизнь, наверное будет вынужден нарушить правила не по своей инициативе. Во всех остальных случаях — это всегда выбор водителя.
Насколько я знаю повадки людей, часто ездящих в дорогих лимузинах — они вообще в окна и на дорогу не смотрят. Тем более в темное время суток. А занимаются своими делами. Кто-то разговаривает по телефону, кто-то в зуме, кто-то раздаёт указания своим сотрудникам, кто-то слушает музыку. А вовсе не сидит, вглядываясь в дорогу и управляя водителем. Именно пассажиры лимузинов в наименьшей мере вообще вмешиваются в процесс управления. Они этим вообще не интересуются. Они привыкли к уровню комфорта и уровню сервиса. Сели, занялись своими делами в комфортной машине, вышли. Все. Не всегда даже на водителя-то посмотрят.
Далее. Такое ощущение, что все водители Сочи до приезда Собчак никогда не нарушали правил и вот приехала Собчак, ввела их в грех и вот она — трагическая расплата. Нет, конечно. К сожалению, часто водители мощных машин на таких горных дорогах не хотят медленно тащиться за каким-нибудь тихоходом и порой совершают опасные манёвры, в том числе и с нарушением ПДД. Ну, серьёзно. Съездите в Сочи и посмотрите на обычную практику вождения. Там достаточно водителей, которые хотят не просто ехать, а ехать быстро и поражая окружающих своим совершенством, скоростью и музыкой. Что есть, то есть. Уж извините. Был там три недели назад, если что. Не то чтобы все ездят с нарушениями, в целом все вполне цивилизованно, но лихач на дороге — далеко не исключительный случай.
Спросите, чего я за Собчак заступаюсь?
Я честно говоря, даже не за Собчак заступаюсь, а просто за здравый смысл. Абсолютно понятно, что в данном случае пассажира обвиняют только потому что она — Собчак. Т.е. медийная персона. Никто и слова бы не сказал любой другой женщине, которая взяв такси бизнес-класса, попала бы в такое ДТП и чудом уцелев в нем поехала бы домой. Что ей на месте ДТП делать? Пострадавшим оказывается помощь. Те, кто погиб, уже погибли — им не помочь. Вины пассажира в этом нет. Трагическое, страшное происшествие. Шок. Желание оказаться в безопасном месте. Люди в таких случаях часто просто на автомате действуют, не вполне даже осознавая, что происходит вокруг.
Вины Ксении Собчак в этом ДТП нет и быть не может. Ни моральной, ни юридической. Спекуляции и хайп на трагедии отвратительны и пошлы. Несмотря на то, что вины в ДТП у Ксении Собчак нет и по сути-то она сама пострадавшая — сейчас она помогает другим пострадавшим.
Если и есть какая-то ее вина, то только в том, что она сама приложила немало усилий для выращивания таких вот паттернов поведения аудитории и СМИ. Наброситься всем и перемывать косточки по поводу и без. По проблеме, которую никто из негодующих вряд ли вообще понимает, вряд ли сделает хоть что-либо, чтобы ее решить и вообще завтра обо всем забудет, переключившись на обсуждение другой темы. Просто всем хочется почувствовать себя лучше, обвиняя других.
Причина этому проста и кроется в привычных медиа-технологиях, просмотрах и рейтингах. Моральное негодование – это техника, с помощью которой можно наполнить любого идиота чувством собственного достоинства (с). И вот в совершенствование и распространение этой техники Ксения Собчак сама вложила немалую лепту.
А когда дойдёте до этой мысли, задайте себе вопрос, а почему такой истерический подход так популярен и неизменно находит отклик у аудитории. Не потому ли, что аудитория именно это и хочет? Хлеба и зрелищ. И неважно каких. Даже скорее так: чем кровавее и трагичнее, тем интереснее обывателю. Этот паттерн, стар как мир, к сожалению, но сегодня многократно усилен мощью средств коммуникаций. А количество перерастает в качество и это уже давно достигло недопустимого уровня. Мне бы очень хотелось, чтобы уроком этой трагедии были не только выводы в области безопасности дорожного движения, но и осознание порочности такого способа «освещения» трагедий и такого «участия», как истерический поиск козла отпущения.
Если вам небезразлична эта трагедия, то не пассажира надо обвинять, а выразить соболезнования пострадавшим и предложить СВОЮ помощь.
По поводу аварии Собчак. Утверждать, что она виновата в аварии может лишь человек, который никогда не ездил по дорогам наших курортных городов. Особенно в статусе московского гостя. Алло! Люди! Вы забыли, как в Сочи ездят Мерседесы с местными номерами?! Загляните в местную статистику, там что, лобовые аварии случаются только с московскими селебами в машинах?! А в остальное время все ездят, как зайки, тихо и по правилам?! Для меня всегда поездки в регионы были связаны со стрессом от катания с тамошними водилами. До сих пор помню, как мы с Владимир Мамонтов сидели однажды в таком Мерседесе, который в ливень по встречке вёз нас в аэропорт с ответственного мероприятия в Кабардино-Балкарии. "Сегодня улицы стали как будто шире..." – цитировал я ему штампы советской передовицы. Нас, правда, сопровождали машины ГАИ. Но в ливень это была так себе защита. В общем, меня ничего особо не связывает с Ксенией Собчак. Но в данной ситуации к ней предъявить нечего. Повторюсь: посмотрите статистику аварий, полистайте тиктоки, как люди на блатных тачках ездят в провинции. Это катастрофа, но катастрофа, к которой Собчак не имеет никакого отношения
по поводу ДТП с Собчак.
(1) я очень рада, что Ксения осталась жива.
(2) мне очень жаль погибших и пострадавших
но. я искренне не понимаю всей вот этой шушеры, которая уравнивает это дело с делом Ефремова.
Собчак не была за рулем. водитель - не ее подчиненный, это не ее машина.
она - сама пассажир и сама пострадала. за что эти странные люди пытаются возложить на нее ответственность?
она "уехала с места происшествия"? у нее не было обязанности на нем оставаться - не она водитель.
она отказалась давать показания? ее еще никто даже не опрашивал. не то что не снимал показания.
она так же, как и другие, пострадала в аварии. ей, точно так же как и другим пострадавшим, была нужна медпомощь.
но некоторые идиоты уже договорились до "будет в этой истории вся строгость закона, как с Михаилом Ефремовым, или Ксении Анатольевне можно больше. Она бросила умирающих людей на месте ДТП, даже не подошла к ним". и дальше бред про "оставление в опасности". вообще надо не иметь мозгов, чтобы это говорить.
Ксения пишет у себя в ТГ, что окажет помощь пострадавшим. у меня нет никаких сомнений, что она это сделает, хотя закон ее вообще к этому не обязывает.
сколько же ненависти в нашем обществе. я иногда даже думаю - кроме ненависти и комплексов неполноценности у нас что-то осталось?