Несколько дней в центре Екатеринбурга происходило противостояние между полицией, противниками и сторонниками строительства храма Святой Екатерины у городского Театра драмы. В ситуацию вмешался Владимир Путин, предложив провести референдум. Противники строительства церкви св. Екатерины в центре Екатеринбурга встретились с мэром города Александром Высокинским. Они требовали проведения референдума, но мэр обещал только “опрос с элементами референдума”, сославшись на дороговизну и заявив, что референдум требует длительной подготовки.
Несколько мыслей по итогам встречи протестующих с Высокинским и заявления Куйвашева:
1. На встрече для меня было очевидным, что задача мэрии — убедить общественность отказаться от идеи проведения городского референдума. Высокинский и присутствовавшие депутаты гордумы и так, и эдак старались уговорить протестующих согласиться на опрос. Это мол, дешевле и быстрее. Очень хорошо, что протестующие не поддались на эти уговоры и зафиксировали единогласное требование проведения городского референдума. Ну, точнее, всего лишь обязали обратиться Высокинского с соответствующим предложением к гордуме. А согласится ли она? Депутаты ранее уже отказывались проводить референдум. Конечно, обязательно нужна встреча протестующих и с депутатами тоже.
Губернатор Евгений Куйвашев:
Уважаемые жители Екатеринбурга!
Обращаюсь к вам – в связи с планами строительства в городе — храма Святой Великомученицы Екатерины. Уверен, что вы все хорошо понимаете, что эта инициатива — абсолютно благое дело. Дань памяти — нашей истории, предкам, традициям. Словом, то, что должно объединять всех нас.
И за каждую ведь щелочку цепляются: не согласился на референдум, а пообещал передать информацию городской думе, да ещё с толковым аргументом "референдум будет стоить дороже опроса". Дороже всего на белом свете обходится глупость: если скупой платит дважды, то дурак непрерывно - и за стройку, и за прекращение стройки, и за забор, и за снос забора, и за недовольных граждан, и за недовольное начальство. Но важно сейчас не это. Дорогие товарищи екатеринбуржцы, если вы продавите настоящий городской референдум вместо этого невнятного "опроса", вам будет обязана вся Россия, даже та часть её, которая ничего не знает о происходящем. Особенно она. Это будет прецедент, разворот и великий хрусть.
Друзья мои, есть идея, которая может перевернуть ситуацию и закончить весь этот многолетний бедлам.
Во всяком случае, мне так кажется.
Одни люди хотят построить церковь, а другие люди хотят, чтоб церковь не занимала то место, которое они любят - площадь Труда, пруд, сквер.
Судя по тому, что у губернатора появилось сразу 4 альтернативных варианта для размещения храма, лёд тронулся, госпожа присяжные заседатели.
Памятуя о том, что главный интересант этого проекта все-таки бизнесмен, попробуем оценить вероятность положительного выхода из этой крайне напряженной ситуации.
Королевский опрос. Такого еще не было в российской социологии.
Предыдущее подобное обращение В.В.Путина через голову подчиненных ему институций прямо через медиа, всем очень запомнилось. Он тогда сказал: Я считаю, что два этих туриста могут, если хотят, сами выступить публично и все объяснить.
Краткая хроника 4 дней противостояния. День 1. Православные активисты-уголовники кидают камни, плюют в лица, кидаются на людей. День 2. Избиения ОМОНом протестующих. День 3. Ожесточённые избиения ОМОНом. День 4. ОМОН желает доброй ночи и приглашают прийти завтра.
Вернулся из сквера. Впечатления сегодня, завтра на свежую голову об опросе и перспективах. И вновь по пунктам.
1. Очень много людей. Вновь тысяч пять. Но вновь четвертый день не похож на предыдущие три. Сегодня больше музыки, больше точек, кругов притяжения. Одни играют в волейбол. Другие бросают тарелку, благо место есть. Минимум три площадки поющих, подпевающих и слушающих. Очень круто. Поют Сплин, Шевчука и много кого, мне близкого. На одной из площадок звучит гимн России.
Читаю на Знаке про встречу екатеринбуржцев в мэрии и не понимаю, как этого человека из очистки сразу мэром назначили. В голове - безумная каша из ложных воспоминаний о поздних девяностых и штампов из телешоу. Он не способен ответить ни на один вопрос даже не потому что не знает, что сказать. Он просто не понимает, что у него спрашивают, и как голосовой помощник Алиса, выдаёт что-то, наиболее соответствующее набору ключевых слов. Вроде тема схожая, а по сути - бред. Алиса справляется даже лучше, я не столько сравниваю их умственные способности, сколько говорю о принципе действия.
Путин предложил Екатеринбургу соцопрос про скверный храм, местные власти уже взяли под козырек.
И я знаю, что будет дальше. И все знают. Тот же Путин уже объяснил: «Храм должен объединять людей, не разъединять. Есть простой способ — провести опрос. И меньшинство должно подчиниться большинству».
Впечатления моего знакомого, уравновешенного человека умеренных политических взглядов, бизнесмена.
"У нас тут в Екатеринбурге просто жесть происходит!!!
Власть вообще ничего не понимает, теряет контроль... Сегодня утром пригнали из соседнего города дополнительно два автобуса ОМОНа.
Глядя на ситуацию в Шиесе, Екатеринбурге и т.д. Такое ощущение, что ситуация по всей стране для власти "поплыла". Казалось бы, после всех последствий "пенсионной реформы' надо внести успокоение, как минимум не делать ничего дополнительно раздражающего. Но руки чешутся и остановиться не получается, причем болевые удары начинают наносить именно по наиболее опасным, с точки зрения своей политизации и организационно-медийному потенциалу, группам и регионам. Это и зажравшиеся лоббисты типа Мираторга со своими раздражающими образованных горожан идеями о вмешательстве в самое для этой группы важное - сферу личной свободы, это и безграмотные чинуши на постах губернаторов типа Куйвашева или И.Орлова, которые пытаются разрушить привычный быт и комфорт людей. Безумная кампания Беглова и скандалы с питерским Первомаем. И это явно не последние события. Количество неадекватных чиновников явно перешло в качество принимаемых решений
Всё это происходит по одной и той же схеме. Приходит некоторое начальство и говорит: «Здесь будет храм». Выходят местные жители, которым, как правило, этот храм там, где они живут или там, где они ходят гулять или там, где они с колясками и с детьми проводят свои выходные, храм там не нужен. Дальше появляются какие-то невесть откуда взявшиеся активисты и говорят: «Нет, храм будет здесь, иначе Россия провалится в пропасть». И дальше — иногда его строят. А иногда начальство решает, что ну и бог с ним, давайте построим где-нибудь в другом месте или вообще не будем на него тратить деньги. И Россия в пропасть не проваливается и активисты эти исчезают бесследно, и оказывается, что, в общем, храм был для них не очень дорог.
Конфликт вокруг строительства храма в Екатеринбурге связан с несколькими факторами:
1. После «дела Пусси райот» в России появился антиклерикальный тренд. Ранее антиклерикализм был маргинальным из-за трагедии Русской церкви в ХХ веке. Сейчас иммунитет исчез – для модернистски настроенных россиян церковь выглядит скорее гонителем, чем гонимой.
По трансляции е1 сразу становится понятным, что главная на встрече - Татьяна Мерзялкова, уполномоченная по правам человека. Оказывается она пригласила туда каких-то ей известных общественников. Вот такой подход. Собеседников губернатору подпирает Мерзлякова, а все вот эти народные выдвиженцы идут в сад.
Вот что демонстрирует разворачивающийся конфликт в Екатеринбурге. Нет мэрии. Нет губернатора. Нет полпреда. Полиция и Росгвардия фактически прячутся.
Есть боевики и противостоящее им общество.
Большинство Екатеринбургских СМИ не смогло не заметить вчерашние события в сквере у драмы. Но многие из них компенсировали это враньем о противоборстве сторонников и противников строительства храма. Никаких сторонников там не было совсем. Предательски по отношению к горожанам называть сторонниками нанятый ЧОП, полицию и бойцов РМК. Все знают, что за исключением известных олигархов, функционеров РПЦ и записных ФБ троллей никаких сторонников нет. Уж точно нет таких, которые готовы доказывать это кулаками.
По вчерашнему противостоянию имею показать две картинки. Для ясности.
Это не хипстеры и школота вчера со "спортсменами" толкались. Это Прошлое и Будущее России сошлись лицом к лицу (верней, рылом к лицу)
А вот когда высшее должностное лицо Свердловской области (пусть и с опозданием) приглашает к диалогу, поиску компромисса и всему такому, а представители епархиальных властей открытым текстом говорят, что компромисс невозможен и что храм встанет там, где решили инициаторы и меценаты, - это как? Ещё одно уточнение, кто здесь на самом деле власть?
Так мы узнали, что у медного олигарха Алтушкина есть своя частная армия, способная на решение каких-никаких, но все же весьма оперативных и ощутимо силовых задач.
Екатеринбург, XXI век. Уральская матрица по Иванову-Парфенову в действии.
Ну и вот еще: реальная цена аргументам за развитие спортивной инфраструктуры. Всех этих боксерских школ, академий дзюдо, ледовых арен в каждом районе и прочей мегазатратной хрени.
Вырвем детей из цепких лап подворотни, воспитаем сильных и принципиальных. Бла бла бла.
[ Фотография ]
Андрей Варкентин пишет: "Итоги вечера и ночи:
В Екатеринбурге нет власти. Вообще. Особенно городской. Мэра нет точно. Его на самом деле и не было никогда после назначения Высокинского. Сегодня это окончательно подтвердилось.
Применение титушек в противодействии низовым гражданским конфликтам давно стало обыденностью. Титушки - это силовые или около-силовые группы ("спортсмены"), выращенные и прикормленные или при власти или при бизнесе. Вчерашние титушки в Екатеринбурге, вызванные изображать собой "сторонников строительства храма", были как раз бойцами академии единоборств «Русской медной компании», хозяин которой, Игорь Алтушкин, и финансирует строительство храма в парке.
Как звери в клетке. Чоповцы и бойцы РМК в Екатеринбурге в сквере на Драме, где сейчас идет протест, зашли за вновь воздвигнутое ими ограждение и кидают камни и бутылки с водой в защитников сквера.
В Екатеринбурге реставрация русской истории начала XX века идёт полным ходом - перешли к реставрации столкновений бойцов Союза Михаила Архангела и «Чёрной сотни» с прогрессивными студентами, демократами и социалистами.