Режиссер и сценарист Кира Муратова скончалась 6 мая в Одессе. Маленькая женщина, снимавшая большое кино "не для всех". Все ее фильмы стали классикой авторского кино.
Это было в 1985 году. Я был на практике от ВГИКа на Одесской киностудии и попросил о возможности посмотреть на экране в редакторском зале "Долгие проводы". Когда погас свет и затрещал проектор, в двери кто то постучал. Они с легким скрипом открылись, и какая то женщина просунула голову и уже в темноте зала спросила, можно ли ей тоже посмотреть фильм. Получив естественный положительный ответ. Она прошмыгнула в зал, и села на первом ряду у стены. После фильма, несколько ошарашенный я сидел в полной тишине, которую прервал голос этой зрительницы. Спасибо сказала она. Это фильм здесь никто не заказывал на экран уже много лет. Спасибо что позволили его посмотреть. Спасибо вам, повторила она. И незаметно вышла из зала. Это была отстраненная от работы режиссером, Великая Кира Муратова...
Устал от собственной писанины, залез на прямую линию Путина, но ни читать, ни смотреть никаких сил нет. Залез, чтобы выяснить, помянул ли он Киру Муратову. Нет. Не скорчил постной рожи, не вздохнул приторно, не сказал, что весь народ понес невосполнимую утрату - надо полагать, у него художники такого уровня мрут, как мухи, и за 26 сроков своего бесконечного правления можно было и соскучиться. В случае с Муратовой еще то удивительно, что она - великий русский режиссер, живший и работавший в Одессе, и вот он случай сказать про русский мир, который в ее фильмах отражался полвека - не придуманный пропагандой наспех, а настоящий, подлинный и самый что ни на есть единый. Такая редкая удача вчера приплыла в руки, прости господи. Но ее даже не заметили. А вы говорите, они циники. Нет, это как-то иначе называется. Ведь все перекрывает вопрос, кто такая Кира Муратова? Не делегат, не депутат, не лауреат. Культура это Мединский, а тут как поминать, зачем, кого? .
Лучшие русские фильмы за последние полвека сделала Кира Муратова - от "Коротких встреч" и "Долгих проводов" до "Астенического синдрома", "Трех историй" и "Настройщика". Муратова умерла, эта беда случилась пару часов назад, еще 6 июня, в день рождения Пушкина. Для русского кино Кира Муратова, как Пушкин, ей было подвластно абсолютно все, и абсолютно все у нее становилось художественным. Я когда-то попробовал про это сказать, описывая финал "Долгих проводов". Последние четыре минуты с мимом на фоне простыни, с песней на стихи «Белеет парус одинокий», со зрительным залом, забитым, взволнованно дышащим, с трогательным партикулярным мальчиком, вытаскивающим героиню Шарко из скандала, с требовательным ее в скандал возвращением, с торжественным стоянием посреди него, как на сцене, со сталинской гипсовой вазой, рядом с которой только и можно сесть, с огнями иллюминации, с париком, стащенным с хорошо уложенной головы, это такое сочетание искренности, фальши, сценичности, деланности и подлинности, что слезы сами катятся из глаз. Тут весь театр и все кино разом. И никто у нас лучше Киры Муратовой не чувствовал этого. Царство ей небесное.
"Однажды на съёмку пришла старушка с абсолютно правильным учительским лицом, которое совершенно не монтировалось с её чёрной шапочкой. Кира раздражённо её спрашивает: "Что такое, почему вы опоздали?" А она: "Я голову в духовке сушила". У Киры мгновенно вырвалось: "Беру!"