Следственный комитет готовится провести психолого-историческую экспертизу убийства царской семьи, чтобы установить, имело ли оно ритуальный характер. В блогах обсуждают приоритеты СК
История с ритуальным убийством царской семьи – неудачная попытка руководства церкви договориться с крайне правыми примерно в следующем формате. С одной стороны, все же придется признать «екатеринбургские останки» царскими мощами – и экспертизы об этом свидетельствует, и позиция Кремля однозначна. Да и президент на соборе будет. Но, с другой, взамен можно порассуждать на одну из излюбленных в среде крайне правых тем – ритуальный характер убийства. Можно назначить новую экспертизу, которая займет немало времени – и, конечно же, отвергнет эту версию. А к тому времени страсти улягутся. Что недооценили? Изменение общественных настроений. В 90-е годы были возможны антисемитские ораторские упражнения депутата Госдумы генерала Макашова. В центре Москвы продавались черносотенные газеты. Даже в начале нулевых появилось антииудейское «Письмо 500». Но время идет, и антисемитская тема стала выглядеть совсем уж архаично и неприлично. А вопрос о «ритуале» связан с антисемитизмом намертво. Так что основной имиджевый ущерб понес епископ Тихон (Шевкунов), ставший главным церковным спикером по этой теме. Да и для репутации самой церкви эта история весьма неприятна.
Яркий пример российской политической шизофрении: на Кубани школу называют именем Феликса Дзержинского (https://echo.msk.ru/news/2100716-echo.html), а Следственный Комитет будет расследовать (https://echo.msk.ru/news/2100702-echo.html) не являлось ли убйиство царской семьи ритуальным.
Объясните , пожалуйста, юристы! Разве в законодательстве есть понятие "ритуальное убийство" ? И что это вообще меняет с точки зрения квалификации деяния? Зачем СК должен это устанавлисвать? Убийство оно и есть убийство. Известны убийцы и их пособники. А раз в законе нет такой особой статьи, тогда зачем проводить историко - какую - то экспертизу?
А вот насчет предстоящей историко-психологической экспертизы по делу о цареубийстве в исполнении Следственного комитета имею сказать, что она сулит много любопытного для историка. Значит, намерены выяснять не было ли убийство ритуальным. Учитывая истекший срок, будут, конечно, опираться на разные мнения экспертов, исследовать, так сказать, историко-культурный контекст. Прежде всего надобно, конечно, выяснить существовал ли такой еврейский народный обычай кровавой жертвы. В ходе следствия непременно изучат внимательно 22 главу Книги Бытия. Прямо с нее начнут, я думаю. Ну, вы помните, там — Авраам, Исаак... «И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего». Не заколол, говорите. А где свидетели, что не зарезал-таки? Мало ли что там в этой, евреями сочиненной книжке, написано.
Вся история про останки царской семьи, в которую влезли церковь, государство и общество стало одной сплошной чередой накопленных ошибок. Сегодня уже в церкви говорят, что тема "святых мощей" и "святости" последнего императора и его семьи могут стать причиной раскола церкви.
Сегодня епископ Тихон (Шевкунов) постарался несколько смягчить эффект от заявления о ритуальном убийстве, пытаясь объяснить: не имелось в виду ничего антисемитского, просто, мол, убийство бывшего царя было для большевиков глубоко символичным, поэтому и «ритуальным».
По телеканалу Спас идет прямая трансляция общественного рассмотрения дела об убийстве царской семьи, и ценно то, что рассматривается с разных сторон с участием историков, экспертов, правоохранительных органов. Необычно конечно выглядит, что это все происходит в Сретенском монастыре, под эгидой церкви, но формат заслуживает внимание.