В блогах обсуждают стремительное сближение Путина и Эрдогана после "холодной русско-турецкой": глава Турции даже побывал в России с официальным визитом.
Во время вчерашней пресс-конференции Реджеп Тайип Эрдоган так часто называл Владимира Путина то «моим дорогим другом», то «моим близким братом», что нет никаких сомнений: при случае ударит в спину. К счастью, с недавних пор об этом хорошо знает и Владимир Путин.
По-моему, довольно очевидно, что нормализация отношений между Россией и Турцией отвечает интересам обеих сторон. И просто потому, что худой мир лучше доброй ссоры, и потому, в частности, что между двумя странами есть многолетняя история экономических отношений, заморозка которых означала потерю рабочих мест и разорение предприятий с обеих сторон. Люди, которые от этого страдают в России и Турции, никаких самолётов не сбивали, и нет ни малейшей логики в том, что именно против них были направлены санкции.
Тема извинения в постсоветской реальности имеет смысловые культурные отягощения.
Считается, что приносящий извинения - человек слабый, заискивающий, он не восстанавливает честные взаимоотношения, а напротив теряет лицо, а его предполагаемая вина фактом извинения не облегчается, а лишь доказывается, и косвенно усугубляется. Его искренность не предполагается, а имеется ввиду лишь его корысть и стремление продолжить преступные деяния через притупление бдительности того, перед кем извиняются. Верящий принесённым извинениям считается доверчивым глупцом, поэтому прощение возможно лишь условно, на самом деле он остаётся настороже и принимает меры для того, чтобы наказание провинившегося в какой-то форме длилось, разумеется в той степени, в которой оно не приносит ущерба интересам того, кому принесено извинение.
Прочитал "сожаления" Эрдогана по-поводу сбитого самолета. Понятно, что руководит им прагматика, но слова то правильные. Пилота жаль, хотя теперь известно, что турки предупреждали, что бы мы не трогали тех, кого они считают своими гражданами. Да еще с заходом на их территорию. Но не боевые же действия между двумя крупными державами начинать?! Подоплека дела проста: два авторитарных барана повстречались на узком мосту. В результате погиб человек, чуть было не начались масштабные столкновения, граждане России больше года платят вдвое за аналоги турецких товаров и не ездят отдыхать в привычные места. А турецкие граждане потеряли 15% доходов от туризма и экспорта. Кто-то должен был оказаться умнее и прагматичнее.
Письмо Эрдогана Путину обязательно нужно рассматривать в одном ряду с произошедшей сейчас нормалицацией турецко-израильских отношений. Напомню, что после гибели девяти турок в ходе атаки израильских военных на "Флотилию свободы", доставлявшей помощь в сектор Газа, отношения Анкары и Тель-Авива были крайне сложными. Израиль ещё три года назад выразил сожаления по поводу случившегося, а теперь собирается выплатить двадцать миллионов долларов семьям погибших. Турция в свою очередь отказывается от претензий к израильским военным. Кроме того достигнуты договорённости о поставках в Турцию израильского газа, взаимном возвращении послов и создании новых возможностей для гуманитарной поддержки сектора Газа. Ясно, что находящийся под прессингом Запада Эрдоган, нуждается в союзниках. Израиль ведь также переживает далеко не лучшие времена своей дипломатии.
Эрдоган передумал. Он оказывается не извинялся. А в секретариате Эрдогана вышло спецзаявление, что Эрдоган сказал kusura bakmasınlar, по-русски — «не взыщите». Это не совсем извинения. Вернее совсем не извинения.
Забавно: все российские СМИ наперебой сообщают об извинениях президента Эрдогана России, в то время как извинения он принес не России, а семье погибшего летчика. И соболезнования - им же.
Официальная Анкара устами пресс-секретаря президента Эрдогана Ибрагима Калына опровергла появившиеся в российской прессе сообщения об извинениях, принесенных турками российской стороне за сбитый самолет.