В Калифорнии на 99 году жизни скончался британский историк Роберт Конквест, один из крупнейших зарубежных исследователей истории Советского Союза. Блогеры вспоминают ставшего неудобный автора книг о репрессиях, голодоморе и депортациях в СССР
Год 2015 не щадит историческую науку. Вот не стало и Конквеста. Британского историка, который не боялся обличать коммунистические преступление и их западных пособников (и не боялся поддерживать американцев во Вьетнаме).
Умер Роберт Конвест, автор "Большого террора" - исторической хроники сталинских репрессий 1930-х, впервые опубликованной в 1968 году. Конвесту было 98 лет и, как наверное, и многие, и не думал о нём в настоящем времени. Я прочитал главы из "Большого террора", опубликованные в журнале Нева в 1989 году, в 17 лет и, наверное, не было книжки, которая сильнее повлияла бы на мои будущие интересы. В ней для исторической работы есть какое-то странное обаяние - сродни, конечно, обаянию жестокостей у Алексея Толстого или Мориса Дрюона - и сочетание деталей (например, диалогов прокурора с жертвами в ходе показательных процессов) с исторической и человеческой перспективой, очень важной для автора не даёт ни оторваться, читая в первый раз, не забыть потом.
Историк Роберт Конквест родился в 1917 г. и прожил очень долгую жизнь.
И все равно очень жаль, что он умер! Для нашей страны , для читателей - Роберт КОНКВЕСТ прежде всего автор выдающейся книги "Большой террор" написанной и опубликованной на английском языке в 1968 г. (другие его посвященные России книги я, к сожалению, не читал) за хранение, чтение и распространение которой в СССР преследовали, судили и давали срок. В мае 1991 г. Конквест приезжал в Москву в качестве почетного гостя I Международного конгресса памяти Андрея Сахарова "Мир , прогресс , права человека" . Как один из самых уважаемых членов Конгресса он имел честь участвовать в дискуссии "за круглым столом" на сцене в большом зале гостиницы Россия, которую слушали несколько сот человек участников Конгресса. У меня сохранилась фотография, на которой Конквест и другие участники круглого стола , среди которых я помню Елену Боннэр, Эдварда Кляйна, Юрия Орлова, Сергея Ковалева сидят на сцене вокруг стола и беседуют. Мне тогда тоже удалось немного поговорить и пообщатья с Конквестом. Он производил впечатление очень мягкого и скромного человека. С книгой Роберта Конквеста "Большой террор" связан один случай и в моей семье. В начале перестройки моя жена, сидя в вагоне метро, по неосторожности достала из сумки и стала читать книгу "Большой террор" (западное издание) и заметила, что за ней наблюдает человек. Ей удалось выскочить из вагона . Этот человек бросился за ней, но обогнав его, она , выскочив из метро на улицу, спряталась за колонну, а человек в недоумении, куда она делась? - сначала бросился в одну, потому в другую сторону улицы, и , не найдя ее, ушел в метро.. Думаю, если бы жену задержали с этой книгой, у нее были бы большие неприятности. У меня дома есть , видимо, первое отечественное издание книги "Большой террор". опубликованной (перевод с английского Л.Владимирова) в двух томах в Латвии издательством "РАКСТНИЕКС" в 1991 г.. В предисловии к этому изданию сообщается, что помимо несколько научных монографий Конвекст является автором нескольких научно-фантистических произведений и трех сборников стихотворений. Прощайте глубокоуважаемый Роберт Конквест, спасибо Вам за Ваши книги, за то, что Вы близко к сердцу приняли трагедию диктатуры и Большого террора в нашей стране и очень сочувствовали ее гражданам.
3 августа в Пало-Альто (штат Калифорния, США) на 99-м году жизни скончался Роберт Конквест, британский историк, доктор исторических наук по специализации «Советская история», ставший известным писателем и исследователем СССР после публикации в 1968 году книги «Большой террор» — исследования сталинских чисток 1930-х годов.
Как стало известно, ушел из жизни выдающийся британский историк, с моей точки зрения - лучший в мире специалист по сталинским репрессиям, голодомору и депортациям народов Роберт Конквест (1917-2015). Его книги "Большой террор" и "Жатва скорби. Коллективизация и террор голодом" я бы давал читать каждому школьнику; тот факт, что его книга "The nation Killers: The Soviet Deportation of Nationalities", кажется, вообще никогда не была переведена на русский язык, оправдать нельзя ничем.