В Новосибирске 5 апреля прошел митинг в защиту свободы творчества и в поддержку оперы Вагнера "Тангейзер", снятой из репертуара Новосибирского государственного оперного театра как "кощунственной". Акция собрала, по некоторым оценкам, до 5 тысяч человек, на ней выступил священник Андрей Кураев.
Напомним, что именно из-за "Тангейзера" был уволен глава театра Борис Мездрич. Не помогло даже письмо театральных деятелей в его защиту – православные активисты и спортсмен Валуев, недовольные постановкой, оказались для Минкульта авторитетнее. После этих событий замглавы Администрации президента Магомедсалам Магомедов даже предложил ввести предварительный просмотр репертуара государственных театров перед показом.
Митинг За свободу творчества прошел в Новосибирске. На митинге приняли резолюцию о недопустимость цензуры, изменении статьи 148 УК РФ, отставке В. Мединского, отставке В. Кехмана, восстановлении постановки "Тангейзера"
Забавно бывает узнать о том, что случилось в Новосибирске из ЖЖ или федеральных новостей. Забавно потому, что я сам сижу в центре Новосибирска и из моего окна площадь Красная... нет, не Красная площадь, конечно, а Красный проспект, но виден очень хорошо. И еще бы чуть-чуть - площадь Ленина была бы видна. Та, на которой и расположен Оперный. В котором и поставили Тангейзер.
Любая заметка о нем содержит понятие "свобода творчества". Это термин к данному случаю не подходящий. Потому что любая свобода автоматически заканчивается там, где начинается свобода более высокого порядка. Моя свобода разгуливать по квартире нагишом (я не разгуливаю, просто для примера) заканчивается на лестничной клетке. Моя свобода курить заканчивается там, где есть люди, не выносящие дым. Моя свобода петь и плясать, нацепив балаклаву, заканчивается там, где люди собираются совершенно для другого.
Сегодня в Новосибирске многотысячный митинг против религиозного мракобесия. Повод - попытка запретить неугодные реакционерам спектакли. Но Россия - не Талибан, а Родина Циолковского. Особое спасибо отцу Кураеву. Протест не против веры, а против фанатиков. Россия - светская страна. Кому это не нравится, может ехать в ИГИЛ.
Честно говоря, хотел промолчать, да и давний приятель Мишка просто умолял не выступать по поводу оперы «Тангейзер», рефреном повторяя: «Ваня, ты же русский и православный человек».
Значит так. Мир не без добрых людей, и мне-таки удалось посмотреть постановку оперы "Тангейзер". Ту самую. В записи. Сразу предупреждаю, откуда взяла – обещала не раскрывать. Первое впечатление сильнейшее. Абсолютно внятное, логически осмысленное высказывание. Тема: художник и его творчество. Причем творчество не как упоительный процесс, полный свершений и открытий, а как адски мучительное, разрушительное наваждение, кара и мука, ведущие к непониманию окружающих, тотальному одиночеству, социопатии. Да, вместо певца-миннезингера Тангейзер и его «коллеги» становятся кинорежиссерами, а их ристалище – соответственно престижным кинофестивалем в Вартбурге. Да, здесь художник не мечется между двух огней, любовью земной и возвышенной (Венера становится артисткой в снимаемом им фильме, а Елизавета – его матерью и арт-директором фестиваля), он здесь беспредельно одинок, и лишен какой-либо любовной линии намеренно. Но как же увлекательно все придумано и поставлено! Удивляет даже не режиссерская вольность Кулябина по сочинению нового сюжета (да мало ли в мире режиссеров-придумщиков!), а степень и качество его воплощения на сцене. Во всем и всеми. Артистами, хором, массовкой. Приличный каст (Дмитрий Ульянов - отлично!). Ясно, что работала мощная и креативная команда. И всю дорогу не покидала мысль, что этот спектакль удивительным образом предвосхитил и предсказал все, что потом произошло. Творец всегда рискует быть подвергнутым остракизму.
Обывательская интеллигенция Москвы плачет, что вот "Тангейзера" в Новосибирском театре не дали поставить в том виде, в каком его задумал забубённый экспериментатор-режиссёр.
Идут разговоры, что "режим крепчает", "всё запретят", "всё будет плохо".
Люди с логикой "всякое кощунство нельзя снимать-ставить на бюджетные деньги" - а вот пойдите, пожалуйста, нахуй, а. Бюджетные гранты - это то, что из наших карманов уже оплачено. Мы на это уже скинулись. Своей долей в нефтегазе (у каждого - 1/145 млн) и своими налогами (которых я плачу, к примеру, больше, чем верующие пенсионеры и штатные сотрудники ЗАО "РПЦ"). И я спокойно мирюсь, что из общака финансируют всякое патриотическое и духовное говнецо, так что и вы - смиритесь. Иначе будем говорить по понятиям. Согласно понятиям, участь тех, кто весь общак себе присваивает, незавидная.
Вот Кехман не оскорбляет чувства верующих, а как-то наоборот.
Я надеюсь, что мы здесь сделаем Шостаковича, может быть, получится сделать «Саломею», которую невероятно хочу сделать. Я, безусловно, тронут и мне приятно то, что такой высокий музыкальный уровень. То, что касается певцов — они всегда славились. И здесь я спокоен абсолютно. Все, что касается балета, к сожалению, я… А вот кто у нас фотограф?
Я вообще старался не высказываться по поводу «Тангейзера». Достаточно того, что жена во всём этом варится и уже почти сварилась, да еще и меня вовлекает в кухонные споры. Меня возмутило, да, когда Борис Михайлович Мездрич без предупреждения убрал из спектакля тот самый постер, чтобы смягчить конфликт: как же так, сорок восемь тысяч человек подписались в поддержку, суд признал постер законным, а они, что же, сдались. Теперь очевидно, что Мездрич как раз не сдал и не сдался, за что и поплатился. Министерство Мединского потребовало, чтобы он внес изменения и принес извинения, и уволило за «невыполнение указаний работодателя». Не останавливаюсь на том, насколько это законно с точки зрения Трудового кодекса, не знаю, но непонятно, как можно в марте было внести изменения в спектакль, который планировали показать только осенью, и за что извиняться перед людьми (не обсуждаю степень их порядочности, сумасшествия и продажности, как не обсуждаю и саму постановку), которые этот спектакль не видели. Короче, кажется нелепым объяснять кому-то, что Мездрич уволен ни за что, просто потому что Мединский решил назначить Кехмана. Очевидно же, что так быть не должно. И сейчас, на самом деле, очень важная ситуация с точки зрения «уже просрали, можем не просрать или точно просрём».
На самом деле финал истории ужасный.
Что имелось на момент начала у одной стороны. Хороший адвокат, эксперты, критики и публика, смотревшие спектакль и не нашедшие в нем ничего такого кроме изображения(!!!!) богохульства (на самом деле средневековый Тангейзер, воспевающий плотскую любовь такое же богохульство по средневековым меркам, как тот самый постер на 19 секунд по нашим). Призывы к диалогу, спокойная взвешенная позиция.
Если рассмотреть с юридической точки зрения данный акт министерства культуры в виде увольнения директора театра без объяснения причин, то это не выдерживает ни какой критики. Потому что директор, хотя и является лицом с повышенной ответственностью в организации, но также обладает определенными трудовыми правами и гарантиями.
Любая борьба бессмысленна, если на забастовку не встанет Новосибирский театр оперы и балета. Он должен защитить директора, который в трудную минуту не сдал свой театр. Если этого не будет - всё бессмысленно.
Назначенный директором новосибирского оперного театра Владимир Кехман заявил: «То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство. Я, как человек верующий, крещеный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление».
Комментарий Минкультуры России по кадровым изменениям в Новосибирском академическом театре оперы и балета:
"...Представителям конфессий необходимо понимать, что уважение к церкви достигается не через обращения в правоохранительные органы, а через терпеливую, вдумчивую проповедь и разъяснение своей системы ценностей. ведомстве отметили, что обращение в правоохранительные органы — не самый лучший для церкви способ разъяснять свою систему ценностей.
Вот только вчера подглядел по "Культуре" документальный фильм об открытии окошек в мир в начале хрущёвской оттепели.
В 1954 году, сразу после смерти Сталина, на советских экранах начали появляться зарубежные фильмы. Первооткрывательницей стала аргентинская певунья Лолита Торес. Музыкальные картины с её участием сразу покорили советскую публику.