Театральный режиссёр Юрий Любимов скончался в Москве. Прожив почти сто лет, Любимов побывал и лауреатом Сталинской премии и эмигрантом, лишённым гражданства. Легендарный режиссёр поработал в лучших отечественных театрах, а также по всему миру, включая постановки в Ла Скала. Вершиной его карьеры стал Театр на Таганке
Ну вот не знаю, но так сформулировалось. Театр на Таганке был нашим Эхом Москвы - для тех, молодость которых пришлась на 70-е. Юрий Любимов был нашим Венедиктовым. Мы все понимаем - цензура, торг с ней, прорывы и провалы этих прорывов тоже... Высоцкий еще был жив - и ему дали умереть, хотя, если почитать - как, то вообще непонятно, как они могли дать ему умереть. Типа, все понимали, что он умирает, и ничего типа не делали. Ну, бог с ним. Если бы не Театр на Таганке и не Стругацкие -я никогда не стала бы такой, как я стала.
Шла к Вахтанговскому со стороны Смоленской - и в какой-то момент, когда театр был уже виден, испугалась: неужели?... неужели нет очереди? Быть не может.
Очередь была, конечно. Прижатая к стене театра металлическими решетками, тихая и очень длинная, она уходила за угол в Малый Николопесковский и заканчивалась почти у Нового Арбата. Очередь, в которой никто не пытался пройти без очереди, поэтому мы и стояли в ней вместе, например, с Евгением Бунимовичем и Натальей Дмитриевной Солженицыной - и это была чистая случайность. Просто такая это была очередь, да.
Ушел из жизни Юрий Петрович Любимов. Я был знаком с ним, не близко, но относился к нему с очень большой симпатией, и мне кажется, что он это чувство разделял. Но я сегодня не об этом хочу сказать, а о другом.
С каким нескрываемым торжеством и упоением граждане подвида "Крымнаш-light" сейчас цитируют отрывочек из какого-то интервью Любимова, где он приветствует присоединение Крыма к России...
Вот, ведь, подвалило людям счастье... Уж, если великий бунтарь говорит... Тем более - умер только что, не возразишь и не поспоришь... И ватником не назовешь... Чего они ждут, разумеется... Чтобы сразу заверещать про пляски на костях...
Дай Бог каждому прожить такую долгую жизнь. Полные 97, почти до самого конца оставаться в добром здравии, трезвом уме и твердой памяти. Тем. Кто бывал на спектаклях Юрия Любимова в Театре на Таганке в благословенные 60-70-е, не надо ничего рассказывать, объяснять, с кем мы попрощались. А вот как объяснить это тем, кто родился в 1984, когда Любимова изгнали из СССР, лишили гражданства, даже ума не приложу.
Про Любимова.
Мой корреспондентский период на Эхе пришелся на разлом Таганки. Я ходила на все брифинги Губенко и Любимова. Это было страшно, кроваво, уродливо. Любимов вообще не понимал и не принимал понятия "другая сторона". Говорил про тех, кто с Губенко - "они". Кто знает, тот знает, что этим презрительным местоимением он называл всю совдеповскую дрянь - чиновников, министров, секретарей горкомов и обкомов, членов политбюро и генеральных секретарей. Нет ничего оскорбительней в устах Любимова , чем "они". Потом "они" он говорил про своих артистов.
Пропагандистские станции скорбят о кончине Юрия Любимова - который большую часть жизни боролся с тем самым образом жизни и философией, который эти медиа проповедуют. Войну, "порядок", ограничение свобод, естественных прав, крах цивилизации и победу варварства. Коротко говоря - невежество. Невежественные люди торжественно провожают в последний путь человека, который боролся с невежеством. В силу своего невежества они даже не понимают, кто ушел из жизни. Они думают, что это ушел такой очередной памятник, "важный дедушка", "почетный генерал" которого уважил сам хозяин. Почетный караул из словес - большей частью общих и бессмысленных - один из способов затемнить, заговорить суть этого человека, как можно дальше отодвинуть самое важное в нем. Спрятать от современников. О сути сегодня не говорит никто из них - что этот человек хотел свободы в искусстве, хотел гуманизации СССР, хотел быть "хорошим" и сделать хорошими других - опираясь на универсальные ценности. Власть превратила его своими нелепыми действиями в убежденного антисоветчика, и "система", по которой они так неподдельно скорбят, развалилась именно сама, сама, - именно потому, что система отторгала таких людей, даже таких. Она была негибка настолько, что уничтожала, унижала и гнобила даже своих потенциальных союзников, превращая их во врагов. При жизни, в 1980-е, эти станции громили бы Любимова по заданию хозяина, высмеивали бы и "шутили", - как сегодня громят Макаревича или Успенского, или, скажем в 50-е Пастернака, а в 1970-е - Солженицына. Потом они забывают об этом, и славят. славят, славят - помпезно и тошнотворно. В последний путь. А сами остаются - тут - и кажется, переживут всех.
Когда мне было лет тринадцать, в Театре на Таганке я бывал практически каждую неделю. Мы жили там в десяти минутах ходьбы, все билетерши меня знали и пускали на спектакли безотносительно того, был у меня билет или нет; обычно мне не на что было его купить. В мае 1988 г. я стоял у Театра, ожидая возвращения главного режиссера, с плакатом "Юрий Петрович, поверьте, незаменимые - есть". Он приехал - и все были уверены, что навсегда, но он уехал обратно - и вернулся в свой театр лишь через год. Собственно, тогда и появилась та трещина, которая привела к расколу, уходу ведущих артистов. В июле 2011 года Любимов покинул Таганку вновь, теперь уже - навсегда. Мир его памяти...
Это невероятная жизнь, конечно. И по продолжительности (для российского мужчины так просто немыслимая), и по наполнению.
Целая жизнь до Таганки. Почти 50 лет! Потом Таганка - и это еще одна головокружительная жизнь. После Таганки! Потом снова Таганка, другая уже... Потом снова без нее. Начать жизнь в 60 с новой женой, успеть вырастить сына. Увидеть разные России и весь мир.
Ушел Юрий Любимов. Плотно и навсегда захлопнув какую - то очень значимую для меня временную дверь. Я не помню себя без него. В мои 5 мама и тетя бесконечно обсуждали, как попасть на Таганку, потом явно научились и в жизни появился "Добрый человек", "10 дней, которые потрясли мир", я помню человека с ружьем на выходе из метро.... Шло время, и вопрос, как попасть на Таганку, встал передо мной,в разные моменты жизни решался мной по разному, я плохо помню разных осветителей, рабочих сцены, пожилых контролерш и т.д, - все эти люди, дававшие мне тогдашней, вход в святая святых. Я благодарна каждому из них. Бесконечное количество часов просиженных на репетициях.... " Юрий Петрович, а ведро куда?? Себе на голову..." )) Служебный вход Таганки... Бессмысленная моя попытка написать и рассказать... Нет тех слов и нет таланта, все не о том, и все мало. Я точно знаю, что нас таких много. Мальчиков и девочек выросших у этого крыльца, в этих коридорах, тайком и легитимно бывавших в его кабинете. Таганка!! Я бесконечно благодарна ему ему за такое свое взросление. RIP
Юрий Петрович Любимов был человеком моего детства.
Родители водили меня в Театр на Таганке чаще, чем в любое другое культурное. Честно говоря, кроме мхатовской "Синей птицы" и спектаклей Таганки я из детства вообще ничего не помню.
Любимец времени и судьбы... Умер Юрий Любимов Юрий Любимов, бесспорно, вошёл не только в театральную, но и в политическую историю страны. И вошёл именно своим театром - Таганкой 60-70-х годов. По политической и даже, что удивительно, театральной популярности Таганка Любимова превзошла даже самый знаменитый в 50-60-е годы "Современник". Даже выдающийся в 70-е годы БДТ Товстоногова.
Со смертью Юрия Любимова заканчивается эпоха революционного театра, театра Маяковского и Мейерхольда. Широкие мазки его режиссуры были проявлением свободы.
Все, кто понимал, что такое театр на Таганке, будут навсегда ему благодарны за тот особый воздух, которым были напитаны его спектакли, за то, что он собирал вокруг себя ярчайших людей своей эпохи.