Процесс по выставке "Запретное искусство-2006", на организаторов которой заведено уголовное дело, спустя два года после своего начала подходит к завершению. Блогеры организовали сбор подписей в поддержку организаторов выставки. 9 июля в Москве также прошёл митинг в поддержку обвиняемых. Однако, суд признал их виновными.
Несмотря на изнуряющую московскую жару, на митинг пришло так много народу, что площадь перед памятником Грибоедову оказалась заполненной до отказа.
Здесь оказалось немало узнаваемых людей творческих профессий.
Было как всегда хорошо. Хорошо сказал Бильжо -- нас (свободных, интересных, забыл) мало, надо объединяться, иначе раздавят и построят.
Когда Глеб Якунин сказал про обратится в ЦРУ и ФБР чувствовалось как народ замер в непонятках, а потом красивая развязка, мол пусть найдут шпионов и обменяют на них Ерофеева и Самодурова.
В предыдущих постах я пытался представить аргументы и позицию обвинения и защиты на суде над Ю.Самодуровым и А.Ерофеевым [1-4]. Не буду отрицать, порой я был не в силах совладать с эмоциями, особенно когда речь шла о «современных художниках». Ну что же, осталось только предоставить слово адвокату, не задействованному в данном процессе, чтобы получить юридический анализ ситуации. Итак, адвокат Артур Басистов [5]:
Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров, подсудимые по делу о выставке «Запретное искусство-2006», обвиняемые в возбуждении вражды и ненависти, за три дня до приговора, который будет оглашен в Таганском суде 12 июля, выступили на пресс-конференции в «Интерфаксе».
За дикость. За средневековую, мрачную дикость, в которую медленно погружается эта страна перед своим распадом. И это погружение - как раз один из симптомов распада. Торжество реакции. Самая настоящая инквизиция. Когда людей судят и требуют реальных сроков за слова или за то, что они рисуют картины, которые кому-то не нравятся. Как при Советской власти. Или при Гитлере. Тогда художник (слова или кисти) был врагом режима. Тоталитаризм полагает, что искусство не принадлежит художнику, он - лишь орудие в его руках и обязано служить пробуждению определенных, регламентированных государством чувств. Художник должен служить пролетариату, расе или нации. Или церкви, как было в Средние века.
Сначала судья не могла найти ключ от большого зала суда. В обычном зале, публике не хватало даже стоячих мест. Православные змейкой вились из зала в коридор и по лестнице. Людей было так же много, как на первом заседании. Поддержать обвиняемых пришли художники Диана Мачулина, Александр Сигутин, Илья Фальковский и Дмитрий Булыгин. Диана обнаружила среди православной молодежи своих бывших сокурсников из Суриковского.
комментарии Антона Николаева
За две недели до заседанием по «Запретному искусству», на котором стороны наконец перейдут к прениям, обвиняемые Ерофеев с Самодуровым организовали пресс-конференцию, в которой зачитали свои обращения к руководству РПЦ. Поводом для этого послужила выступление свидетеля иеромонаха Никодима (Н.Г.Бекенев), который заявил, что с христианской точки зрения эта выставка — богохульство и кощунство. Также Никодим дал правовую оценку — сознательное оскорбление чувств верующих. Скандальность этой ситуации в том, что Никодим заявил, что это официальная позиция русской православной церкви.
Безусловно, самой искренней защитницей господ Самодурова и Ерофеева является «современная художница» («певец собачьих какашек» [1]) Елена Хейдиз. И немудрено, так как по ней самой «плачет» 282 статья [2]. Е.Хейдиз пишет в своем блоге: «между тем приближается 12 июля - если Ерофееву и Самодурову вынесут обвинительный приговор, это будет верхом несправедливости и настоящим ЛЖЕсудием, ведь на той злополучной выставке работы были выставлены за фальшстеной и их можно было видеть лишь посмотрев в маленькую дырочку, то есть если не хочешь смотреть - не смотри, никто же смотреть на работы не заставлял...» [3]. Как ни странно, этот детский аргумент очень часто используют для оправдания выставки вполне себе взрослые люди. Вынужден разочаровать Е.Хейдиз по поводу этого аргумента и привести два абзаца из «Психологической судебной экспертизы», выполненной доктором психологических наук, членом-корреспондентом Российской академии образования, профессором Слободчиковым В.И.:
Продолжаю краткий обзор выступлений свидетелей защиты на суде над Ю.Самодуровым и А.Ерофеевым, начатый в предыдущем посте [1]. Выступает Игорь Шелковский:
И.Шелковский высказал свое мнение о работах, представленных на выставке "Запрещенное искусство": "...они в общем об одном и том же: выставка не преследовала никаких антирелигиозных целей, а просто показывала искусство, которое в современной России попадает под цензуру. Смысла работ, в которых используется религиозная символика, почти всеми трактовался как критика общества потребления, которое навязывает религиозное отношение к товарам" [2].
В предыдущем посте я кратко описал позицию обвинения на суде над Ю.Самодуровым и А.Ерофеевым [1]. Для такого же краткого описания позиции защиты можно воспользоваться материалами, размещенными на персональном сайте А.Ерофеева. Например, на сайте опубликованы зарисовки из зала суда и реплики свидетелей защиты [2]. На рисунке - выступление свидетеля защиты Дмитрия Гутова:
http://www.liberty.ru/Themes/Ne-vedayut-chto-tvoryat
дикие, дикие вещи пишет И.Дуденкова.
Ну, написала бы просто: "не ведают, что творят, дураки", а мое, мол, христианское сердце, подсказывает, что надо их просить.
Благодаря сегодняшней записи в блоге Романа Доброхотова [1] рассеялось мое недоумение насчет инициаторов завтрашнего митинга в поддержку Ю.Самодурова и А.Ерофеева под лозунгом «Остановим судебную расправу!» [2].
Позавчера, 6 июля, в блоге члена ФПС партии «Правое Дело» Дениса Шильникова появился анонс митинга в поддержку Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева под лозунгом «Остановим судебную расправу!», который состоится 9 июля в 19.00 на Чистых прудах [1]. Между тем, ни на официальном сайте «Правого Дела» http://www.pravoedelo.ru/, ни на сайте Московского отделения партииhttp://www.pravdelomsk.ru/, ни на сайте сторонников партии http://democrats.ru/ анонсов этого митинга я не обнаружил. Ну, может быть, плохо искал.
"...Потому, что в случае приговора не оправдательного возникают вопросы к прокуратуре. Почему она сосредоточилась только на преследовании лиц, совершенно не преследуя кощунственных объектов? Почему изображения хотя бы наиболее кощунственных из поделок ерофеевских подопечных не пополнили списка экстремистских материалов..."
Беспрецедентная по размаху кампания давления на суд даст, конечно, свои результаты и провокаторы либо оправдаются, либо отделаются символическим испугом. А в российском «обычном праве», которое у нас, несмотря на отсутствие прецедентных норм, гораздо сильнее формального законодательства, будет раз и навсегда прописано: «Глумление над сакральными, эстетическими и нраственными ценностями большинства граждан России - русских, православных и т.д. ненаказуемо, либо практически ненаказуемо». Разумеется, для нашей правоохранительной системы, которая и без того готова была порождать из себя афоризмы типа «надо вешать и убивать этих русских», это будет вполне определенным сигналом, который она воспримет как руководство к действию.
Что бы там такое ни выставляли Самодуров с Ерофеевым в помещении Сахаровского центра, сажать их нельзя. Наказывать их не за что, дело нельзя было возбуждать и не надо было устраивать этот процесс. Стыд и срам!
2 июля в Таганском суде Москвы должен быть объявлен приговор по делу организаторов художественной выставки «Запретное искусство», ложно обвиняемых в разжигании религиозной вражды. Вопреки закону и здравому смыслу прокурор потребовал для подсудимых А.Ерофеева и Ю.Самодурова лишения свободы.
12 июля будет вынесен приговор по делу «Запретное искусство». Не посадят – надеюсь и уверен.
Очень сложная тема.
И все же выскажусь о сути дела, как ее вижу. Первое. Всегда найдутся возмущенные адепты религии, чьи символы вы сознательно оскверняете. Сначала «любители эпатажа» устраивают перформансы, где рубят иконы или выставляют распятие, увешанное сосисками. Или -как в этот раз: икона Богородицы, намазанная черной икрой. Когда в зал врывались оскорбленные православные и крушили инсталляции, то поднимался стон о том, что в России «злобные клерикалы мешают свободе творчества». Положим, художник в праве на любой эпатаж. Но посягнуть, например, на ислам или иудаизм у этих художников творческой храбрости почему-то никогда не хватает. Я считаю разгром «кощунственных выставок» - предсказуемой реакцией части оскорбленных, зеркальным, предельно радикальным перформансом. И хорошо помню, как сетовали некоторые утонченные гуманисты на оправдательный приговор молодым алтарникам, посмевшим перевернуть экспонаты.